Осенью 2019 года мы с друзьями задумали автомобильное путешествие в Грузию. Главным поводом для сомнений был наш верный, но уже не молодой Renault Megan II. Машине исполнилось 12 лет, пробег перевалил за 120 тысяч километров, а низкий клиренс и капризная четырёхступенчатая АКПП, любившая неожиданно «пинаться», не добавляли уверенности в успехе дальнего пробега.
Renault Megan 2
Мы тщательно подготовились: провели обслуживание тормозов, заменили некоторые элементы рулевого управления. Воодушевлённые, мы выдвинулись из Самары и к вечеру, как и планировали, были уже в Волгограде. Всё шло идеально.
Родина мать
Доверие к навигатору и первые тревожные звоночки
На следующее утро мы, полные уверенности, задали маршрут на Владикавказ через Яндекс.Карты. Навигатор, никогда нас не подводивший, выбрал самый короткий и, по его мнению, быстрый путь через Калмыкию. Город Элиста покорил нас своей невероятно позитивной атмосферой — пожалуй, это самый жизнерадостный регион России из всех, что мы видели.
День пролетел незаметно. Заправившись под завязку на закате, мы двинулись в сторону конечной точки. Дорога была местами разбита, но в целом приемлемая. Когда в Ставропольском крае окончательно стемнело, мы полностью положились на указания электронного помощника.
Первым сюрпризом стали бетонные блоки на трассе и полицейский с автоматом, жестом отправляющий нас на обочину. Меня попросили взять паспорта и пройти к посту. Там, под весёлые байки, офицеры вносили наши данные в компьютер. Спросив о цели поездки, они пожелали удачи и отпустили. Позже мы поняли: в этой части страны границы регионов охраняются КПП, где ночью останавливают практически каждую машину.
Тогда мы ещё не осознавали, что навигатор ведёт нас по малоизвестной, а потому и более опасной дороге.
Роковой поворот и встреча с «Моздоком-2»
На границе с Северной Осетией нас снова встретил пост, но на этот раз лишь проводили взглядом. Вскоре навигатор скомандовал повернуть направо. Поворот показался мне подозрительным, и я проехал мимо. Устройство перестроило маршрут и вывело нас на освещённый перекрёсток, где мы повернули вслед за двумя другими автомобилями.
Колонна неожиданно замедлилась, и из темноты проступила вывеска «Моздок 2». Под ней нас уже ждал военный с автоматом. Пропустив две машины впереди, он подошёл к нам. Мы, прикидываясь (хотя, по правде, и не прикидываясь) ничего не понимающими простаками, спросили, как проехать на Владикавказ. В ответ прозвучало: «Это закрытый военный город Моздок 2».
Постовой указал на ту самую грунтовку, которую мы проигнорировали. Согласиться было единственным разумным вариантом. Мы рванули назад и осознали, что это дорога через тёмный лес, идущая вдоль периметра закрытого города. Это были самые напряжённые пять километров в нашей жизни. Подвеска стонала на ухабах, но останавливаться в этом лесу даже на секунду не было ни малейшего желания.
Спасение на трассе и мудрый совет полицейского
Выехав на основную трассу, мы заскочили на заправку — единственное освещённое место в округе — чтобы просто перевести дух. Покормив местную дворнягу, двинулись дальше.
Следующий блокпост. Полицейский спросил о направлении, а затем задал вопрос, от которого похолодела кровь: «Вы же не хотите ехать через Ингушетию?» Мы в унисон выдохнули, что очень не хотим. Тогда офицер взял мой навигатор со словами: «Почему вы через Минводы не едете?» — и проложил новый маршрут.
Дорога петляла по тёмным грунтовкам без единого фонаря, местами шла по самому краю оврагов, на дне которых тускло светились окна редких домов. Страх сжимал горло. Ближе к десяти вечера вдали, наконец, забрезжили огни федеральной трассы — нас отпустило. До Владикавказа мы добрались быстро и рухнули в забронированной квартире.
Горький урок и важный вывод
На обратном пути из Грузии мы уже ехали через Минеральные Воды и спокойно миновали все посты. Уже дома друзья, работавшие на Кавказе, рассказали нам жуткую историю о подрядчиках, которые, будучи нетрезвыми, испугались остановки на КПП и проигнорировали требование. На следующем посту их машину, без лишних вопросов, превратили в решето. Это регион, где шутки плохи, а обстановка всегда на взводе.
Вывод, который мы вынесли из этой поездки, прост и суров: всегда прокладывайте маршрут через Минеральные Воды и старайтесь перемещаться исключительно в светлое время суток. Это не просто удобнее — это в разы безопаснее.
