Затерянное во времени: путешествие в Аббатство Сан-Сальваторе-а-Соффена

Передо мной открывается панорамный вид на Аббатство Сан-Сальваторе-а-Соффена, затерянное среди живописных холмов. Это место, где каждый камень дышит историей, насчитывающей более тысячи лет. Оно скромно притаилось на зеленом плато к югу от массива Пратоманьо, совсем рядом с извилистой панорамной дорогой Сеттепонти. Если бы не стройная колокольня, устремленная в небо, это сокровище Вальдарно было бы легко пропустить — его так искусно скрывает от посторонних глаз густая оливковая роща.

Колокольня монастыря — немой страж веков. Сама Бадиа Сан-Сальваторе-а-Соффена стоит на древних фундаментах, на руинах небольшого замка, который когда-то принадлежал могущественным графам Убертини да Соффена. Эта знатная семья владела обширными землями в Верхнем Вальдарно вплоть до XI века. Первое упоминание об аббатстве я нашел в документе 1014 года, а уже к 1090 году папская булла Урбана II передала эти земли монахам ордена Валломброза, положив начало новой главе в его судьбе.

Дорога к монастырю ведет сквозь время. С переходом к монахам для аббатства наступила эпоха расцвета. Его постоянно перестраивали и улучшали. На рубеже XIV века старую церковь решили снести до основания, а на ее месте возвели новую — в форме латинского креста, с крестовыми сводами и той самой массивной квадратной колокольней, которая и сегодня определяет его силуэт. Монахи Валломброзаны не поскупились на убранство: внутренние стены тщательно оштукатурили и поручили расписать фресками лучшим художникам Вальдарно.

Вид на главную церковь монастыря открывается с разных ракурсов, и каждый из них по-своему прекрасен. Ученые, изучавшие это место, предполагают, что колокольня была возведена на основе сторожевой башни, чей возраст гораздо больше, чем у самой церкви. Это наследие тех времен, когда здесь возвышался замок графов Убертини.

Эпоха упадка и возрождения

XVII век стал для аббатства временем испытаний и постепенного упадка. К концу столетия последние монахи покинули эти стены, а комплекс был продан для ведения сельского хозяйства. Начался долгий период запустения и разрушения. Уникальные фрески, созданные мастерами Возрождения, стали жертвой забвения: часть из них грубо забили ковкой, другие просто замазали новой штукатуркой.

Спасение пришло в 1962 году, когда государство выкупило аббатство и взялось за его масштабную реставрацию. Целью было вернуть сооружению первоначальный облик. Особенно кропотливой и тонкой была работа по восстановлению фресок — специалисты буквально по крупицам возвращали к жизни почти утраченные шедевры.

Сокровища фресковой живописи

Сегодня, войдя внутрь, я был поражен: красочные фрески, большинство из которых датируется первой половиной XV века, ярко выделяются на светлых стенах. Грустно осознавать, что некоторые фрагменты утрачены безвозвратно, но то, что сохранилось, впечатляет.

За алтарем находится величественная фреска, изображающая Богородицу на троне с младенцем в окружении ангелов и святых Лазаря из Вифании и Архангела Михаила. Искусствоведы приписывают эту работу кисти Мариотто ди Кристофано — пожалуй, самого известного художника Вальдарно той эпохи, творившего также во Флоренции.

Интересно, что Мариотто был зятем и, по некоторым сведениям, даже учителем одного из титанов итальянского Возрождения — Мазаччо, будучи старше его на семь лет.

Справа от входа, в нише, взгляд приковывает другая фреска. На ней между фигурами Святого Петра и Святого Франциска изображена Богородица с младенцем. Автором считается Паоло Скьяво.

В правом приделе церкви расположена масштабная работа, авторство которой приписывают Либерато да Риети. Фреска разделена на три сцены: в верхней части — драматичное и беспощадное «Избиение младенцев», внизу слева — трогательное «Посещение Богородицей своей двоюродной сестры Елизаветы», а справа — лишь небольшой уцелевший фрагмент с двумя фигурами святых.

Особое место в собрании занимает «Благовещение» работы Джованни ди Сер Джованни да Сан Джованни. Это не игра слов, а полное имя художника, больше известного под прозвищем «Lo Scheggia» (Щепка). Он родился в 1406 году в Сан-Джованни Вальдарно и был талантливым живописцем, однако в истории искусства его часто вспоминают в первую очередь как младшего брата того самого великого Мазаччо.

Оазис спокойствия

Слева от «Благовещения» есть дверь, ведущая во внутренний дворик аббатства. Это удивительно тихое и умиротворенное место.

Несмотря на близость к дороге, здесь царит абсолютное спокойствие. Это настоящий оазис, который подтверждает: удивительное — действительно рядом. На зеленых лужайках оливкового сада местные жители занимаются спортом, семьи устраивают пикники, а кто-то просто отдыхает, сидя на траве или удобных лавочках.

Аббатство Сан-Сальваторе-а-Соффена открыто для всех желающих, и что особенно приятно — посещение совершенно бесплатное! Единственная просьба, с которой могут обратиться смотрители, — оставить запись в книге отзывов. Часы работы лучше уточнить заранее на сайте или по телефону, чтобы планирование поездки не омрачилось закрытыми дверями.

Это удивительное место почему-то обходят стороной многие туристические маршруты, и совершенно напрасно! Аббатство — не просто архитектурный памятник; это живая страница истории Италии, уникальная достопримечательность, которая на протяжении столетий впитывала в себя дух эпох, от раннего Средневековья до расцвета Возрождения.

Особенно яркой страницей стал XV век, когда интерьер новой церкви превратился в настоящую картинную галерею под открытым небом. Стены украсили фрески знаменитых мастеров Вальдарно: Паоло Скьяво, Мариотто ди Кристофано, Либерато да Риети, Биччи ди Лоренцо. Их работы, пережившие века, запустение и забвение, сегодня снова говорят с нами, рассказывая истории веры, искусства и времени.