Работа машиниста на железной дороге — это не свободное путешествие, как у дальнобойщика по трассе. Каждый шаг, каждое действие строго регламентировано множеством инструкций. А за их неукоснительным соблюдением следят специальные устройства, аналоги авиационных «черных ящиков». Об этой системе тотального контроля изнутри рассказывает машинист тепловоза Алексей Алексеев (автор канала о железной дороге).
Кто-то может возразить: водитель автомобиля тоже подчиняется правилам — ПДД. Это верно. Однако правила дорожного движения не диктуют, с каким усилием нужно жать на педаль тормоза, под каким углом поворачивать руль или насколько плавно выполнять маневр. В кабине локомотива все иначе: инструкции предписывают алгоритмы действий до мелочей, а специальное устройство скрупулезно фиксирует и записывает каждый параметр работы, создавая полную картину поездки.
Что такое «клубная» жизнь на самом деле
Практически у каждого современного машиниста, независимо от дороги, на которой он работает, есть своя «клубная» жизнь. Речь идет вовсе не о развлечениях, а о суровых буднях под контролем системы КЛУБ — Комплекса Локомотивных Устройств Безопасности. Вот так выглядит один из его основных блоков, который постоянно находится перед глазами у машиниста.
Прибыв в депо к назначенному времени, машинист получает у дежурного не только маршрутный лист, но и кассету регистрации — небольшой, но крайне важный носитель информации.
Перед началом осмотра и приемки локомотива машинист обязан установить эту кассету в специальный приемник. Она остается там на протяжении всей поездки, непрерывно записывая данные.
После установки кассеты машинист вводит на блоке управления свои персональные данные: табельный номер, номер поезда, а также ключевые параметры состава — массу, количество осей и вагонов.
Горящая пиктограмма в верхней части блока БИЛ — верный признак того, что запись на кассету идет. Контролировать этот индикатор — прямая обязанность машиниста.
Когда поездка завершена и локомотив возвращается в депо, кассета регистрации извлекается и сдается дежурному вместе с остальными документами. Ее утрата грозит машинисту серьезными неприятностями: от лишения премии и выговоров до понижения в квалификационном классе. Кроме того, стоимость самой кассеты придется возместить. В случае же крушения или аварии снимать кассету категорически запрещено — этим займется специальная комиссия. Тогда носитель информации превращается в важнейший юридический документ для расследования.
«Тик-тик-тик»: ностальгия по старому скоростемеру
Однажды в интернете я наткнулся на демотиватор с изображением старого скоростемера 3СЛ-2М и подписью: «Если ты не знаешь, что это такое, значит у тебя никогда не было тик-тик-тик…». Нельзя не улыбнуться. Действительно, тот, кто никогда не вел поезд, оснащенный этой старой системой безопасности (которую машинисты между собой называют «деревянной»), вряд ли поймет, что значит слушать ее монотонное тиканье на протяжении многих километров пути.
Звук может поначалу раздражать, но сегодня, увидев в кабине не современный КЛУБ, а именно этот старый скоростемер, машинист скорее вздохнет с облегчением: поездка обещает быть менее напряженной.
В скоростемер вместо цифровой кассеты заправляется бумажная лента, куда специальные пишущие элементы («писцы») наносят графики. Эта система постепенно уходит в прошлое, и осталось ее совсем немного.
В чем же преимущество старой ленты с писцами? Она фиксирует лишь восемь основных параметров: скорость (с допуском до 5 км/ч), время, движение задним ходом, давление в тормозах, срабатывание автостопа и сигналы локомотивного светофора. Современный же КЛУБ-У учитывает скорость с точностью до 1 км/ч и контролирует около 40 различных параметров, включая даже подачу звуковых сигналов свистком. Однако с лентой тоже есть своя морока: машинист обязан вручную «протягивать» ее в определенные моменты — при смене режимов работы, проверке тормозов, смене кабины. Несоблюдение этого правила усложняет расшифровку и считается нарушением.
Отдел «Расшифровка»: комната, куда боятся заходить без стука
В каждом депо существует особый отдел, который машинисты неофициально называют «комнатой страха». Его официальное название — «Расшифровка». Здесь техники-аналитики скрупулезно изучают кассеты и ленты, выискивая малейшие отклонения от регламента в работе машиниста.
Руководит отделом старший техник. Абсолютно все носители информации после рейса попадают сюда, где данные обрабатываются и заносятся в журналы. Системы КЛУБ или КПД позволяют «Расшифровке» видеть картину поездки в мельчайших деталях.
Все выявленные нарушения — будь то боксование колес, неправильная проба тормозов, чрезмерное использование вспомогательного тормоза, срабатывание автостопа или превышение скорости — заносятся в специальный журнал. Последствия для машиниста могут быть разными: от дополнительных занятий и тестов до лишения премии, понижения талона безопасности или более строгих взысканий.
Любопытно, что кассеты рядовых машинистов проверяются после каждого рейса. Однако на железной дороге существует особая привилегия — «паспорт доверия». Его удостаиваются только лучшие из лучших. Обладатель такого паспорта проверяется лишь выборочно (около 20% рейсов). Заработать этот статус крайне сложно, а потерять — проще простого.
