«Черный ящик» в кабине машиниста: почему железнодорожники относятся к нему с опаской

Работа машиниста на железной дороге — это не просто управление локомотивом. Это строго регламентированный процесс, где каждое действие контролируется. В отличие от водителя автомобиля, который руководствуется в основном ПДД, машинист следует детальным инструкциям, а его работа постоянно фиксируется специальными устройствами, напоминающими авиационные «черные ящики». Об этом рассказывает машинист тепловоза Алексей Алексеев (здесь его канал).

Конечно, и у водителей есть правила. Но они не предписывают, с какой силой нажимать на педаль тормоза или под каким углом поворачивать руль. В кабине локомотива всё иначе. Алгоритм действий машиниста не только детально прописан, но и постоянно записывается в память контрольного устройства.

Это создает особую атмосферу ответственности и контроля, которая отличает железнодорожную службу от других видов транспорта.

Что такое «клубная» жизнь на самом деле

Практически у каждого современного машиниста есть своя «клубная» жизнь. Но речь идет не о развлечениях, а о работе с устройством под названием КЛУБ — Комплекс Локомотивных Устройств Безопасности. Это и есть тот самый «черный ящик».

Блок индикации и ввода параметров системы КЛУБ-У на электровозе ВЛ10

Перед рейсом машинист получает у дежурного не только маршрутный лист, но и кассету регистрации — носитель информации для системы КЛУБ.

Кассета регистрации системы безопасности КЛУБ

Приемка локомотива начинается с установки этой кассеты в специальный приемник, где она остается на всё время поездки.

Кассета регистрации системы КЛУБ установленная в кассетоприёмнике

Далее машинист вводит в блок индикации свои данные: табельный номер, номер поезда, вес состава, количество вагонов и осей.

Блок индикации БИЛ-УТ системы КЛУБ-У, установленный на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ.

Горящая пиктограмма на блоке подтверждает, что запись ведется. Контролировать этот индикатор — прямая обязанность машиниста.

Пиктограмма отображения записи информации на кассету регистрации.

После завершения рейса кассета сдается дежурному вместе с другими документами. Её утрата грозит серьезными последствиями: от выговора и лишения премии до понижения в квалификации. Кроме того, стоимость кассеты придется возместить.

В случае крушения или аварии снимать кассету категорически запрещено — это сделает специальная комиссия. Тогда записанные данные становятся не просто информацией, а юридическим документом для расследования.

Тикающий свидетель прошлого: старый скоростемер

«Если ты не знаешь, что это такое, значит у тебя никогда не было тик-тик-тик…» — такая подпись к фото старого скоростемера когда-то меня рассмешила. И правда, тот, кто не работал на локомотивах с устаревшими системами безопасности, не слышал этого непрерывного тиканья в кабине, сопровождающего каждый километр пути.

Старый добрый скоростемер 3СЛ-2М и рядом с ним скоростемерная лента на тепловозе 2М62

Звук может раздражать, но для многих машинистов вид этого прибора — признак более спокойной поездки. Если в кабине стоит не КЛУБ, а старый добрый скоростемер 3СЛ-2М, можно немного выдохнуть.

Тепловоз серии 2М62, на нём всё еще стоит скоростемер 3СЛ-2М

Вместо кассеты здесь используется бумажная лента и механические пишущие элементы. Эта система постепенно уходит в прошлое, и осталось таких локомотивов совсем немного.

Скоростемерная лента и писец

В чём же преимущество старой техники? Она фиксирует лишь восемь ключевых параметров: скорость, время, движение задним ходом, давление в тормозах, срабатывание автостопа и сигналы светофора. Погрешность записи скорости может достигать 5 км/ч.

Современный же КЛУБ-У учитывает скорость с точностью до 1 км/ч и контролирует до 40 различных параметров, включая даже подачу звуковых сигналов.

Но и со старой лентой хлопот хватает. Машинист должен вручную протягивать её в определенные моменты: при смене режима работы, проверке тормозов, смене кабины. Если этого не сделать, расшифровка усложнится, а само отсутствие отметки будет считаться нарушением.

Регистрация параметров на скоростемерной ленте

Отдел «Расшифровка»: комната, куда боятся заходить

В каждом депо есть особый отдел, который машинисты негласно побаиваются. Он так и называется — «Расшифровка». Специалисты этого отдела анализируют кассеты и ленты, выискивая малейшие отклонения от нормы в работе машиниста.

Во главе отдела — старший техник. Все носители информации после рейса попадают к ним. Техники видят всё: как вел состав, где тормозил, как соблюдал скоростной режим. Данные с КЛУБов особенно подробны.

Программа расшифровки и графического отображения

Выявленные нарушения — будь то пробуксовка колес, неправильная проверка тормозов, превышение скорости или долгое использование вспомогательного тормоза — заносятся в специальный журнал.

Последствия для машиниста могут быть разными: дополнительные занятия, внеплановый экзамен, лишение премии или более строгие взыскания, вплоть до отстранения от работы.

Обычно проверяются все кассеты. Но для лучших машинистов существует «паспорт доверия» — при его наличии контролируется только 20% записей. Заработать этот паспорт крайне сложно, а потерять — очень легко из-за одного неверного действия.