Зимний праздник в Бразилии: Феста Жунина, детский танец и маленький поклонник

В этом году, к сожалению, обстоятельства не позволили нам побывать на утренниках, поэтому я с удовольствием вспоминаю событие трёхлетней давности — один из самых колоритных бразильских праздников.

Неожиданная прохлада и поиски гардероба

Помню, как в ту субботу мы проснулись и ахнули: все окна были в густом конденсате, за ними клубился туман, а термометр показывал всего +8! Для бразильской зимы это весьма прохладно. А ведь девочкам предстояло ехать на выступление в нарядных платьях — моей Валюше нужно было танцевать. Укутывать её в шубу и валенки, конечно, не вариант. Да она бы и сама воспротивилась. Пришлось основательно покопаться в шкафах и чемоданах, чтобы найти что-то тёплое, но подходящее. В итоге под платье надели белые колготки с цветными сердечками, замшевые сапожки (кстати, как раз в тему праздника), а сверху — яркую в цветочек жилетку.

Особый дресс-код: веселье и пёстрота

Феста Жунина (Festa Junina) — это фольклорный праздник, и наряжаются на него соответственно: чем ярче, пёстрее и несочетаемее, тем лучше! Приветствуются всевозможные рюши, банты, ленты — в общем, образ должен напоминать задорное пугало. Так что наш наряд идеально вписался в общую концепцию.

Ах, да! Я ещё нарисовала девочкам веснушки. Хотела сделать максимально естественно — коричневой краской, только на носиках и чуть-чуть на щёчках. Позже я увидела, что местная традиция иная: щёки румянят, а затем в этих красных кружочках чёрным карандашом ставят по три-четыре жирные точки-веснушки. Что ж, будем знать на будущее!

Праздник начинается

Собрались и к 10 утра уже были на месте. Бразильцы, как известно, не слишком пунктуальны, так что мы оказались одними из первых. Школьный двор был ещё пуст, лишь продавцы раскладывали товары в лавках, а у киосков с конкурсами шли последние приготовления.

Действо проходило в старшей школе. Традиционно пространство украсили гирляндами из разноцветных флажков — очень ярко и празднично. Повсюду стояли лотки со сладостями, от которых просто разбегались глаза.

Про вино и традиции

Кстати, после моего прошлого рассказа об этом празднике, где я среди прочих угощений упомянула горячее пряное вино, некоторые читатели удивлялись: «Неужели в школе будут подавать вино?». Отвечаю: такое вполне возможно, хотя лично я в тот раз его не обнаружила (а искала!). Но подают его исключительно взрослым, скорее как согревающий напиток, аналог нашего глинтвейна. Им не упиваются — выпивают рюмочку-другую, чтобы согреться за долгие часы праздника, особенно к вечеру. Думаю, на нашей Фесте оно тоже было, но позже, после выступления малышей, когда начиналась программа для старшеклассников.

Игры и первые «заработки»

Ну а мы, осмотрев двор, отправились развлекаться. Купили несколько жетонов — один жетон давал право на одну игру, а за каждую участник получал приз на выбор.

Игр было много: например, нужно было поймать рыбку удочкой. И, конечно, куда в Бразилии без футбола! Суть была в том, чтобы забросить шарики от пинг-понга в специальные отверстия-ворота. Валюше удалось забить гол, и она была на седьмом небе от счастья!

Она с гордостью носила свои трофеи — мячик, корону, пружинку, детские петарды и петеку (бразильскую игрушку, похожую на волан для бадминтона) — и повторяла: «Видишь, мама, это я сама заработала! Тебе даже не пришлось покупать мне подарки». Я не стала объяснять ей экономику жетонов — зачем разрушать магию самостоятельного достижения?

Выступление и бразильская стойкость

Выступление нашей группы было назначено на 11:15. Народ постепенно подтягивался. Оттанцевали две группы малышей, затем ровесники Валюши, и вот подошла наша очередь. Пока дети готовились, мы, родители, кружили вокруг с фотоаппаратами, как ястребы.

Обратите внимание, как были одеты дети! Температура, напомню, была всего +8, а они — в лёгких рубашках и платьях. Думаете, их переодевали перед выходом? Я — да, сняла с Валюши жилетку и сразу после танца надела обратно (несмотря на её возмущение). А бразильские дети пришли так и оставались в своих нарядах, да и родители щеголяли в шортах и футболках. Я же в пальто и шарфе чувствовала себя белой вороной. Заметила лишь одного ребёнка в куртке и (о чудо!) в шапке. Мне даже захотелось подойти и познакомиться — вдруг земляки!

Вот так, кстати, по местным канонам, нужно рисовать веснушки. Признаю, я была дилетантом в этом искусстве. А мальчишки щеголяли с нарисованными за ночь усами, бородами и бакенбардами.

Валюша, как всегда, была сосредоточена и серьёзна. А справа от неё — мальчик по имени Жоао-Педро, о котором речь пойдёт дальше. И вот начался сам танец — весёлый, задорный, полный детской энергии.

Обед и история с поклонником

После выступления мы отправились подкрепиться шашлыками. За столом к нам подбежал тот самый Жоао-Педро и подарил Валюше свои петарды. Дети тут же принялись швырять их об пол — «бух! бух!» — смеясь и радуясь. Когда кучка подаренных петард заметно поредела, мальчик потянулся за одной из оставшихся, но тут подошла его бабушка и строго сказала: «Не бери, это же твоей подруге. Ты сам ей подарил!». Вот такое воспитание.

«Пока, Валентина!» — крикнул Жоао, которого бабушка уже уводила. «Валентина?! — вдруг остановилась она. — Так вот она какая, эта Валентина!». Бабушка вернулась и принялась рассказывать мне о том, как воспитывает внука-сорванца, растущего без отца. Я слушала и улыбалась, думая, какая она заботливая. И ещё размышляла, почему она задержалась, ведь шашлык остывает. А Жоао просто стоял и смотрел на Валюшу. Всё стало ясно.

Прощание и детские планы

Позже, когда мы уже ждали такси у школы, мимо снова прошли Жоао с семьёй. Он снова подбежал к Валюше, чтобы показать маленькие скейты, выигранные в конкурсах. И снова смотрел на неё таким взглядом, что сомнений не оставалось. Бабушка опять остановилась, повторила, что внук — ужасный сорванец, и добавила, что он постоянно говорит о Валентине.

Я была рада, что у дочки появился такой друг. «Приходи ко мне в гости. Придёшь?» — спросил он. «Приду», — ответила Валюша.

Уже дома я спросила у неё: «Как ты думаешь, как Жоао-Педро к тебе относится?». «Ну, я ему нравлюсь, — совершенно серьёзно ответила она. — Наверное, он даже собирается на мне жениться». «А ты согласишься, если предложит?» — едва сдерживая улыбку, поинтересовалась я. «Соглашусь, наверное. Мне же тоже надо на ком-то жениться. Но мы с тобой об этом потом поговорим, когда я вырасту. Ладно, мама? Вот буду большая, приеду к тебе в гости и мужа приведу показать».

Растёт у нас рассудительная и прагматичная девушка. Вот такой запомнилась мне та Феста Жунина — праздник, согретый не только традиционным вином, но и детской непосредственностью, и первыми трогательными симпатиями.