Интересно, что слово бобыль в сознании современников плотно ассоциируется с неженатым мужчиной.
Например, когда я на днях в одной из статей процитировала архивные рукописи А.В. Лесковой «О чухарях» (имеются в виду вепсы), написанные ею в 1903 году, то народ возмутился, что в тексте неправильно употребляется слово бобыль.
Вот сама цитата:
Незаконнорожденные дети
Если мать [забеременев вне брака] не изгоняется из семьи, то ее дети становятся равноправными членами семьи; в противном случае дети ее остаются бобылями.
Вот типичный возмущенный комментарии о якобы неправильном употреблении этого слова:
А некоторые и вовсе думали, что автор цитаты перепутал и имеется в виду не бобыль, а байстрюк.
Байстрюк — это внебрачный ребенок, подразумевается не только ребенок мужского пола, но и женского.
Любопытно: народ так уверен в своей правоте, и в том, что холостяк - это единственно верное значение, что не проверяя себя, ссылается на словарь Даля, в котором как раз написано несколько другое.
А меж тем значение слова БОБЫЛЬ в Словаре Даля такое:
Бобыль это мужчина, пролетарий;
Крестьянин, не владеющий землею, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению;
Бестягольный, нетяглый;
Одинокий, бездомок, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах;
Бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери (Наумов).
А в словаре Ожегова такое:
Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устар.).
Одинокий бессемейный человек (разг.).
То есть просто неженатый мужчина - это еще не обязательно бобыль. Бобыль это скорее человек, у которого в принципе нет семьи, например, родительской (как раз в том случае, если его мать загуляла, и ее выгнали из дома), а также нет земли.
Например, как в приведенной мной цитате - незаконнорожденный ребенок, не принятый его родом (то есть семьей его матери), изгонялся вместе с матерью из семьи, а следовательно лишался и всего имущества, включая земельный надел.
И как было написано в 1903 году у А.В. Лесковой, такие бобыли, в силу отсутствия свое земли, и своего рода, "живут подаянием, потом нанимаются в пастухи, няньки, работники, работницы. Парни по большей части идут в дом приемными зятьями к крестьянам, не имеющим сына".
P.S. наверняка многих заинтересует судьба матери, изгнанной из семьи с незаконнорожденным ребенком. Про нее Лескова писала в 1903 году следующее:
Мать-одиночка получала деньги на содержание ребенка от его отца, «но как получала – больше на словах, чем на деле». Чтобы прокормить себя и ребенка, молодая мать, практически не получавшая помощи от отца ребенка, нанималась в няньки, прислуги, работницы, уходила в города – Петрозаводск, Лодейное Поле, Повенец, Петербург – на заработки, как другие девушки и подростки, где зарабатывала иногда не более 2–3 рублей в месяц.