В петербургских электричках – рай для «зайцев». Это понимаешь, если немного поживешь в Москве и привыкнешь к тамошним правилам оплаты проезда. Северо-Западная пригородная пассажирская компания глупо пропускает деньги сквозь пальцы на радость пассажирам. Простите, «зайцы», но этот текст против вас.
Кассы закрыты на всех станциях
Поводом для написания этой заметки стала моя поездка на электричке по Ленинградской области воскресным вечером. Ехал я со станции «Платформа 69 км», которая находится рядом с Сосново – небольшим поселком, расположенным на Карельском перешейке. Там очень много дач, соответственно, и дачников. Последняя электричка из Сосново уходит около 22:00.
Помню еще лет десять назад на этой платформе была работающая касса. Теперь она закрыта. Я спросил у знакомых: а как же платить за проезд? Вариантов было два: либо через приложение, либо контролеру в электричке.
Покупка билета онлайн мне не подходила: по дороге из Петербурга за город я уже «обжегся», купив билет в приложении. Оказывается, если ты такой продвинутый и выпендриваешься, то должен показать контролеру паспорт, которого у меня с собой не было.
Оставался вариант с покупкой билета в электричке. Естественно, это можно сделать только за наличку. При этом контролер не будет брать сбор за оформление билета, поскольку ты едешь от станции, где закрыта касса. В электричке разговорился с попутчиком. Он рассказал, что кассы в это время уже закрыты на всех станциях этого направления. То, что это воскресенье и электричка идет битком, никого не смущает.
Контролеры, севшие в хвост поезда в Сосново, дошли до моего второго вагона только спустя час поездки, когда я уже подъезжал к нужной мне станции Девяткино (там можно сделать пересадку на метро и там же выходит больше всего пассажиров). До первого вагона они, соответственно, не дошли. Поэтому ехавшим в первом вагоне, с одной стороны, повезло, что они стали легальными «зайцами»: них даже не было возможности купить билет. С другой стороны — им предстояло решить задачу, как пройти через турникеты в Девяткино (там есть одна касса на выход, так что, видимо, все устремились туда).
Мне, кстати, страшно представить, сколько денег было с собой у контролеров и насколько это безопасно в столь позднее время (почему-то они ходили без охранников). Но это другая история…
38 рублей, независимо от расстояния
…Я наблюдал за поведением пассажиров электрички. Естественно, все брали билет не от дальней станции, где садились фактически, а от какой-нибудь ближайшей остановки, так что платили минимально возможный тариф в 38 рублей.
Как с этим борются в Москве? Там несколько лет назад на платформах, где нет касс или терминалов по продаже билетов, поставили специальные автоматы, в которых пассажир должен взять талон. На нем написано время и станция, где он был выдан. Когда идет контролер, он требует этот талон и пробивает пассажиру билет от той станции, где он сел фактически. Нет талона – плати штраф или сбор за оформление билета.
Среди петербургских «зайцев» есть особо продвинутые – те, которым 38 рублей кажется большой суммой, и они хотят сэкономить еще больше. Эти «экономные» покупают билеты через приложение, потому что приложение дает пятипроцентную скидку!
Делается это так. В приложение заранее вбиваются паспортные данные, станция отправления и назначения. Когда контролер входит в вагон, продвинутый пассажир, сидящий где-нибудь в середине вагона, быстро нажимает кнопку «Оплатить» и получает билет в мобильный телефон. На мой вопрос о том, что делать, если если в этот момент не будет интернета (все же поезд часто идет по лесам), мне попутчики сказали, что в этом случае просто надо возить с собой наличку и быть готовым купить билет за нал.
Раньше лазейкой с приложением поголовно пользовались и москвичи, однако, ее довольно быстро прикрыли. Теперь те, кто покупает билеты на московские электрички через приложение, должны активировать билет на станции отправления. Для активации достаточно пройти через турникеты (если они есть) или же поднести билет к специальному считывателю, которые поставили на платформах. В Ленобласти ничего подобного нет.
Почему «заяц» – это плохо
Теперь пара-тройка занудных абзацев, от которых «зайцы» придут в бешенство, но уж потерпите. Это не морализаторство про то, что за все нужно платить, хотя, конечно, нужно. Проблема в другом.
При подобной разгильдяйской организации системы оплаты перевозчик, а вслед за ним и региональные власти, которые формируют заказ на поезда, не видят истинного пассажиропотока. Моя электричка, например, шла битком, начиная с дальних станций маршрута. Но по отчетам получится, что большинство пассажиров сели в пределах нескольких станций возле города. Это прекрасный повод если не отменить эту электричку, то сократить ее маршрут или не назначать новые.
За последние лет пять московская система оплаты проезда (она на разных направлениях разная) сильно эволюционировала. И я вижу, что если созданы понятные и прозрачные правила игры, то люди их с удовольствием принимают. Заплатить 50, 100, даже 150-200 рублей для многих легче, чем бегать от контролеров. «Бегунов» в Москве, по моим наблюдениям, обычно не больше пяти процентов от общего числа пассажиров электричек.
Другое дело, что любой человек стремится к максимально эффективному экономическому поведению и хочет сэкономить. Так что если пассажира, как в Ленобласти, ничто не ограничивает, то понятно, что он купит максимально дешевый билет. И винить его в этом нельзя, а вот перевозчика – можно.
Несколько эффективных решений, которые можно позаимствовать у соседних регионов, плюс более четко налаженная работа персонала принесут свои плоды. Назло «зайцам» и на радость бюджету компании. Если кого расстроил, простите.