Вепсы - один из малочисленных финно-угорских народов, издревле проживающий на территории нынешней Карелии, Вологодской и Ленинградской области.
Я сама жила и в Ленинградской области, и в Карелии, а теперь вот и в Вологодской, в связи с чем среди моих знакомых есть немало вепсов. И в принципе внешне их от русских уже не отличишь. Хотя, конечно, кое-где, особенно в деревнях, и особенно среди старшего поколения, многие их традиции активно практикуются до сих пор.
А еще любопытный момент: почему-то считается, что среди вепсов до сих пор сохранилось много ведьм, и даже сейчас можно в местных группах в том же Вконтакте встретить объявление о поиске "бабки", которая может от чего-то там заговорить.
И я лично слышала от знакомой рассказ, как бабушка ее мужа вепса заговорила их младенца от какой-то болячки. А среди других знакомых ходят байки, что, мол, какая-то вепка-ведьма приворожила для своего сына женщину, в которую он был влюблен, и женщина даже вышла за него замуж; правда счастливой семейной жизни там не вышло. Да, а еще, недавно одна знакомая вепка почему-то спьяну решила, что я умею заговаривать от болезни и пришла ко мне, чтобы я пошептала над ее рукой. То есть действительно в среде вепсов очень сильна вера в колдовство и знахарство.
Но рассказать я тут хочу не о современности, и даже не о колдовстве, а о том, как вепсы поступали раньше с девушками, которые беременели без брака. Раньше, это примерно до начала ХХ века. Потом, после революции, нормы морали стали довольно сильно меняться. Понятно, что общество не так быстро пересматривает свои взгляды, но тем не менее, все это стало активно размываться.
Так вот, как жили раньше девушки вепки:
Примерно с 7 и до 13–16 лет они разделяли с матерью все общие семейные занятия, и учились ведению хозяйства. Чем лучше и ловчее они работали, тем выше были шансы на удачный брак.
«При заключении браков редко имеется в виду взаимное влечение, чаще хозяйственные соображения. В невесте ценится ее трудоспособность, имущественный достаток...».
До выхода замуж девушка имела право жить с отцом или братьями и, работая наравне со всеми взрослыми, за это получала еду и прочее обеспечение. Параллельно она готовила для себя приданое.
Если ей удавалось выйти замуж - тут все просто, она переходила в дом мужа. Если по какой-либо причине девушке не удавалось до 24–25 лет найти супруга, то она считалась старой девой.
Живя как работница в родной семье, она продолжала получать за свой труд пищу, посуду, одежду, обувь и прочее из общесемейной собственности. Если же она хотела отделиться от большой семьи и вступала в тяжбу с братьями, то суд был не на ее стороне, так как «девушке отдельно жить не полагается».
Однако был нюанс.
За распутное поведение братья могли прогнать сестру из дома. Но что считается распутством?
Оказывается, как таковая потеря девственности до брака не осуждалась и не являлась препятствием для замужества.
Мало того, «Если у девушки были какие улики против соблазнителя, она возбуждала против него дело и выходила за него замуж». То есть "соблазнителя" можно было официально принудить к браку.
Получается, что если ты как-то умудрилась не забеременеть, то на твои связи всем плевать. А вот ребенок - это явный признак греха, который уже не скрыть, его видят все соседи. И родственникам на такое распутство уже не могут закрыть глаза, так как вот оно - доказательство внебрачной связи.
Забеременевшая девушка вызывала всеобщее осуждение. Ее шансы создать полную семью сводились только к брачному союзу со вдовцом.
Мать-одиночка получала деньги на содержание ребенка от его отца, «но как получала – больше на словах, чем на деле». В общем, все как сейчас - алиментов не факт, что добьешься.
Иногда беременная девушка изгонялась из семьи, и тогда ее дети становились бобылями, живущими подаянием. Чтобы прокормить себя и ребенка, молодая мать, практически не получавшая помощи от отца ребенка, нанималась в няньки, прислуги, работницы, уходила в города – Петрозаводск, Лодейное Поле, Повенец, Петербург – на заработки, как другие девушки и подростки, где зарабатывала иногда не более 2–3 рублей в месяц.
Если же беременная не изгонялась из семьи, то ее дети становились равноправными членами семьи и общества, получив отчество «Богданович»; в наследовании имущества они имели равные права с законнорожденными в этой семье детьми.
Источник информации: АННА ВИКТОРОВНА БОЛЬШАКОВА. Старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных наук факультета истории и социальных наук, Бокситогорский институт (филиал) Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Бокситогорск, Российская Федерация). Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки 2013. № 1 (130).