Разочарование в Рускеале: как москвичей лишили обещанной поездки под паровозом

Я искренне восхищаюсь идеей ретро-поезда «Рускеальский экспресс» и считаю, что подобные проекты заслуживают самого широкого распространения по всей России. Но недавно ко мне обратился читатель с жалобой, которая заставила взглянуть на ситуацию иначе. Оказалось, что москвичей, покупающих билеты на этот маршрут, мягко говоря, вводят в заблуждение: вместо обещанного путешествия под паровозом их катают на обычном тепловозе. Я решил разобраться и, к своему сожалению, убедился, что читатель абсолютно прав.

Что такое «Рускеальский экспресс» и как он появился

Для тех, кто не знаком с историей этого проекта, расскажу в двух словах.

Рускеала в Карелии — место с богатой историей, уходящей в XVIII век, когда здесь начали добывать мрамор. Этот камень украсил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и многие другие знаковые здания, включая станции метро. Добыча велась до 1990-х годов, после чего территория пришла в упадок. Вторую жизнь ей подарил местный предприниматель Александр Артемьев, выкупивший земли и создавший на их основе потрясающий горный парк с продуманной инфраструктурой, подземными маршрутами и экскурсиями.

В километре от парка проходит действующая железнодорожная ветка, а к его воротам ведет еще дореволюционная служебная линия. Артемьев долго и настойчиво убеждал руководство РЖД в необходимости запустить к парку ретро-поезд. Его усилия увенчались успехом полтора года назад, когда на встрече с заместителем главы РЖД Дмитрием Пеговым проект получил одобрение. Так в Рускеалу пришли исторические составы на паровой тяге.

Ретро-поезда отправляются из Сортавалы — районного центра на берегу Ладоги. Чтобы облегчить путь туристам, из Петербурга сюда запустили «Ласточку», а из Москвы — новый поезд дальнего следования №159/160 Москва–Петрозаводск.

Прямой путь из столицы: замысел и реализация

В начале 2020 года проект сделал новый виток: РЖД решили организовать прямое сообщение из Москвы в парк. Для этого в состав поезда №159/160 включили специальные вагоны беспересадочного сообщения. Это были современные купейные и плацкартные вагоны после реновации (плацкарт с удобными шторками), стилизованные под старину и украшенные красивой фирменной ливреей.

По первоначальной схеме эти вагоны из Москвы доезжали в составе поезда до Сортавалы, а затем их цепляли к «Рускеальскому экспрессу», и дальше путь до парка проходил под настоящим паровозом.

Именно такая схема, описанная на официальном сайте РЖД, и привлекала москвичей. Во-первых, сама идея поезда прямо в парк — это необычно и увлекательно. Во-вторых, возможность прокатиться в купе или плацкарте под гудок и свист паровоза — редчайшее приключение. В-третьих, поездка получалась вполне бюджетной.

Горькое разочарование вместо сказочного путешествия

Однако на днях я получил письмо, полное разочарования.

«Мы, наслушавшись восторженных отзывов о новом маршруте РЖД — прямом пути из Москвы в парк под паровозом — решили его опробовать. Купили билеты в купе и отправились в путь. Все шло хорошо, пока в Сортавале нас не ждало горькое открытие: вместо легендарного паровоза к составу прицепили обычный тепловоз. Мы почувствовали себя обманутыми, ведь главной целью поездки для нас был именно паровоз, а не только посещение парка.

Сам парк, безусловно, производит сильнейшее впечатление. Красота невероятная, все продумано до мелочей. Хотя настроение было подпорчено, мы провели в парке целый день, утешая себя мыслью, что вечером, на обратном пути, нас все же ждет обещанная поездка под паровоз. Мы надеялись, что утром случилась какая-то техническая накладка или поломка. Тем более мы видели и слышали, как паровоз привозил в парк основной ретро-состав.

Но вечером нас вновь ждал тепловоз. Нас обманули с паровозом — ребенок плакал от обиды, а наше разочарование было безграничным. Почему у РЖД всегда так? Почему нельзя делать то, что обещано?».

Суровая реальность против красивых обещаний

Это письмо меня удивило. Я зашел в раздел туризма на сайте РЖД и обнаружил, что там по-прежнему черным по белому написано: вагоны из Москвы ходят в составе ретро-поезда, то есть под паровозом. Вот скриншот с сайта:

Однако на практике все иначе. Расписание московских вагонов теперь не совпадает с графиком ретро-поезда. Их привозят в парк раньше, а увозят позже. И делает это, соответственно, тепловоз. В социальных сетях самого «Рускеальского экспресса» информацию дают честно, даже уточняют модель тепловоза — М62. И пытаются подсластить пилюлю, сообщая, что теперь пассажиры могут сфотографировать прибытие и отправление паровоза в парк.

Спасибо, конечно, за такую «возможность», но многие покупают билет именно ради живых ощущений от поездки под паровозом. Называя вещи своими именами, это самый настоящий обман потребителя.

Поэтому, уважаемые путешественники из Москвы, будьте бдительны. Если ваша цель — аутентичная поездка под паровоз, не покупайте билеты в эти беспересадочные вагоны. Лучше хотя бы в одну сторону приобрести билет непосредственно на ретро-поезд «Рускеальский экспресс».

Кстати, на сайте самого «Рускеальского экспресса» новая схема работы расписана подробно и честно — там не скрывают, что московские вагоны возит тепловоз. Вот только большинство туристов доверяют и читают официальный сайт РЖД. Надеюсь, наша публикация поможет избежать подобных недоразумений и разочарований в будущем.