В Алжире есть удивительный город с женским именем — Константина. Хотя назван он в честь императора Константина Великого и даже самим Константином, арабское произношение подарило ему эту мягкую, женственную форму. Но у города есть и другое, более говорящее прозвище — «Город висячих мостов».
Это название появилось не просто так, хотя сегодня, наверное, так можно назвать лишь историческую его часть — город сильно разросся со времён своего основания. А история у него долгая: основали его ещё финикийцы в 203 году до н.э., дав имя Сева.
Позже он стал называться Цирта и даже успел побывать столицей древнего царства Нумидия. Но своё современное имя город получил в 313 году, когда император Константин Великий повелел его восстановить. Всего двумя годами ранее Цирта была разрушена в междоусобных войнах императором Максенцием. Одержав победу, Константин не забыл о городе и даровал ему новую жизнь и своё имя.
Поскольку начало правления Константина часто связывают с рождением Византийской империи, можно сказать, что Константина — её ровесница. Она даже старше Нового Рима, будущего Константинополя, который был заложен лишь в 330 году.
Мне кажется особенно интересным, что в ныне мусульманском городе с уважением относятся к своей доисламской истории. На одной из площадей стоит памятник императору Константину, которого чтят как основателя. Возможно, не все жители глубоко погружены в историю христианства, но сам факт такого почтения, когда вопрос веры остаётся в стороне, говорит о многом.
А может, люди просто привыкли — арабским город стал ещё в VII веке. С XVI века Константина находилась под властью Османской империи, а в конце XVIII века здесь начался строительный бум, и город шагнул за пределы древних стен.
В XIX веке, в октябре 1837 года, после второй попытки, город захватила Франция. Французы разделили Алжир на департаменты, и Константина стала центром восточного. Поэтому сегодня в городе, как в слоёном пироге истории, можно увидеть следы всех эпох: от римского акведука и лабиринта арабских улочек до французской архитектуры времён Наполеона и современных многоэтажек.
Город на плато над пропастью
Расположение города поистине уникально. Он стоит на плато на высоте 640 метров над уровнем моря, а вокруг — глубокий каньон. Говорят, что это река Руммель за тысячелетия прорезала себе такой причудливый путь в скалах, а потом вода ушла, оставив после себя эту головокружительную пропасть. Впрочем, некоторые считают это просто красивой легендой. Как бы то ни было, огромный разлом делит Константину надвое.
Изначально город строился на двух разделённых вершинах. Сегодня эти части условно называют «Старым» и «Новым» городом. Районы находятся по разные стороны пропасти, и связывают их, конечно же, мосты. Иногда Константину называют «Городом семи мостов», но на самом деле их история сложнее — одни разрушены, другие стали памятниками, а какие-то до сих пор в строю.
Действующих мостов через главный каньон четыре, и каждый — достопримечательность: Сиди-М’Сид, Эль-Кантара, Сиди-Рашед и Мост Дьявола. Именно они и составляют славу «города висячих мостов».
Великие мосты Константины
Первый из них, подвесной мост Сиди-М’Сид, спроектировал французский инженер Фердинанд Арноден. Открытый в апреле 1912 года, он сразу стал рекордсменом. Его длина — 164 метра, а высота падения с него в пропасть составляла тогда 175 метров, что делало его самым высоким мостом в мире. В 2000 году мост укрепили, заменив 12 несущих тросов, так что теперь гулять по нему не так страшно.
Мост Эль-Кантара считается самым старым. Первую переправу здесь построили ещё римляне. Потом мост не раз перестраивали, последний раз — французы в 1863 году. На самом деле, история запутанная: большой арочный мост Эль-Кантара был возведён в 1792 году при османском правителе Салах-бее. А старый римский мост находится ниже, и на него, судя по всему, можно спуститься, хотя выглядит он не слишком безопасно.
Сиди-Рашед — это грандиозный виадук длиной почти полкилометра (447 метров). Он покоится на 27 арках, самая высокая из которых взметнулась на 107 метров. В своё время этот мост тоже бил рекорды, будучи самым высоким бетонным мостом в мире. Строили его французы с 1908 по 1912 год по проекту Обина Эйро, чтобы соединить центр города с железнодорожным вокзалом.
«Мост Дьявола» (или «Чёртов мост») выделяется из этого списка. Он не впечатляет размерами, будучи небольшим пешеходным мостиком, но от этого не менее интересен. Им можно любоваться и сверху, прогуливаясь по нему, и снизу. Кстати, спускаются к нему часто на лифте.
Мостов с названием Devil's Bridge по всей Европе очень много. Обычно это старинные каменные арочные мосты, с каждым из которых связана какая-нибудь легенда о сделке с дьяволом. Историки считают, что такие легенды часто рождались из-за невероятных, почти нечеловеческих инженерных трудностей, которые пришлось преодолеть строителям. Возможно, и у местного моста есть такая история, но мне она, к сожалению, не встретилась.
В Константине, конечно, есть на что посмотреть и помимо мостов: музеи, мечети, римские руины, колоритные лавки Старого города с коврами и ремесленными изделиями. Но для большинства путешественников, побывавших здесь, он навсегда остаётся в памяти именно тем самым завораживающим «Городом висячих мостов», парящим над бездной.
