Трудности Японии: кризис рабочей силы, низкие зарплаты и культурные барьеры

Япония сегодня столкнулась с серьёзным демографическим вызовом: население стремительно стареет, уровень рождаемости остаётся низким, а молодёжь всё чаще выбирает карьеру в офисах, а не на производстве. Ситуацию усугубляет и то, что заработная плата для простых рабочих и сотрудников сферы обслуживания остаётся на невысоком уровне, что делает эти профессии ещё менее привлекательными.

Складывается впечатление, что страна сама загоняет себя в сложное положение. Спрос на рабочие руки огромен, но многие предприятия не готовы предлагать достойное вознаграждение тем, кто трудится физически. К примеру, строитель в среднем зарабатывает в два-три раза меньше, чем обычный клерк в офисе.

Безусловно, я понимаю, что уравниловка невозможна, но часто зарплаты простого рабочего хватает лишь на скромное питание и съёмное жильё, особенно в дорогом Токио. В таких условиях немногие японцы горят желанием идти на подобные должности.

Трудовая миграция: нерешённые проблемы

Частично восполнить нехватку кадров должны были трудовые мигранты, но и здесь возникают сложности, часто создаваемые самими японцами. Отказаться от предубеждений и проявлений расизма обществу пока сложно, и некоторые руководители позволяют себе недопустимое поведение в отношении иностранных сотрудников. Бывает, что организуют раздельные столовые — более комфортные для местных и заметно худшие для приезжих. Но это лишь поверхностные проявления. Гораздо серьёзнее распространённая практика завышенных планов и норм выработки для иностранцев, а в отдельных случаях — даже прямой обман с выплатой заработной платы. Всё это приводит к тому, что с каждым годом всё меньше людей из-за рубежа рассматривают Японию как привлекательное место для работы.

Автоматизация: не панацея

Ещё одним предполагаемым решением проблемы стала автоматизация процессов. Однако практика показывает, что многие задачи всё равно требуют человеческого контроля, внимания и времени. Например, компания Obayashi пыталась автоматизировать строительство дамбы, но смогла ускорить работы лишь на 10%, поскольку большинство операций невозможно выполнить без участия людей. К тому же, переход на автоматизированные системы создаёт новую потребность — в большем количестве квалифицированных инженеров, которых также не хватает.