Власть ищет виноватых в росте цен на бензин, кроме себя

И вот мы снова наблюдаем эту картину: цены на бензин в России достигли исторического максимума. Пока речь идет о биржевых котировках, но уже совсем скоро, вероятно в июле, розничные цены на заправках последуют их примеру. Это закономерный процесс, но, как и зимние морозы, он каждый раз застает многих врасплох.

Цифры говорят сами за себя

С начала июня тонна бензина АИ-95 подорожала более чем на 9%, перешагнув отметку в 56,7 тысяч рублей. Как отмечает Павел Баженов, глава Независимого топливного союза, рост розничных цен — лишь вопрос времени. АИ-92 тоже прибавил в цене, хоть и не так значительно — на 0,59%, до 49,679 тысяч рублей за тонну.

Кого винят в сложившейся ситуации?

Факт налицо: цены выросли и снижаться не собираются. Власть, как это часто бывает, начинает поиск виноватых, и в этой роли она себя не видит. Федеральная антимонопольная служба уже заговорила о возможном картельном сговоре среди продавцов топлива. Заправщикам и нефтяным компаниям начали рассылать предостережения. Те, по сложившейся традиции, сделают вид, что признают ошибки, и все успокоится до следующего скачка цен.

Но давайте посмотрим на суть проблемы. Российский бензин — это в первую очередь не нефть и даже не нефтехимия. На 75-80% его цена состоит из акцизов и различных сборов. Главный бенефициар здесь — не заправки, а государственная казна. А платит, как всегда, конечный потребитель — население. Таковы правила игры, установленные самим государством.

Мнение эксперта

«Глобальная причина — демпфирующий механизм, — поясняет Павел Баженов в интервью РБК. — Непосредственно на рост цен повлияли снижение биржевых нормативов и ограничение импорта. Мы в очередной раз сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: падение цен на нефть приводит к росту цен на бензин. АЗС больше не могут работать в таких условиях, поэтому рост розничных цен неизбежен».

С его мнением сложно не согласиться. Не так давно, испугавшись слишком дешевого бензина, который Россия сама же поставляет за рубеж, правительство ввело временный запрет на его ввоз на территорию страны. Вот это и есть настоящий картельный сговор, только в лице одного игрока — государства, для которого, как известно, много денег не бывает.

Взгляд из-за границы

Для сравнения приведу пример из Таиланда, где я сейчас нахожусь. Цены на хороший 95-й бензин здесь стабильно держатся на уровне 21 бата за литр, что по текущему курсу составляет примерно 45 рублей. Это даже выше, чем на аналогичное топливо в Крыму!

При этом на всей территории Таиланда, страны, которая не является крупным производителем нефти, цены на топливо едины. Государство здесь не ищет виноватых, а занимается реальным регулированием рынка. Главная цель — чтобы от колебаний цен не страдал простой потребитель, в данном случае таец. Возможно, есть чему поучиться?