От полного треша до идеальных автобанов: рассказываю о дорогах в Казахстане

Если говорить о дорогах, то Казахстан — это совершенно особая история, о которой стоит рассказать подробно. В большинстве стран дорожная сеть — это просто инфраструктура: где-то получше, где-то похуже. Но здесь всё устроено иначе, с особым, порой парадоксальным, колоритом.

Резкие контрасты: от автобана до грунтовки

Одна из самых ярких особенностей — невероятные контрасты. Можно спокойно катить по современному, ровному автобану, и вдруг — резкий обрыв асфальта. Тормози изо всех сил, потому что впереди уже не дорога, а скорее «направление» или тропа, которую иначе и не назовёшь.

Участок трассы из Алматы в Хоргос на юге Казахстана

Наследие прошлого: дороги, которые забыли

После распада СССР дорогам в Казахстане долгое время не уделяли должного внимания. На многих участках, особенно в восточных, южных и центральных регионах, они пришли в такое состояние, что слово «дорога» к ним применить даже язык не поворачивается. Создаётся стойкое ощущение, что их не ремонтировали с советских времён.

Дорога из Павлодара в Калкаман

Сложно даже представить, каково ежедневно ездить по таким «маршрутам» местным жителям. И водители личных авто, и пассажиры междугородних автобусов, и дальнобойщики — все они, наверное, мысленно проклинают каждый километр этих путей, растянувшихся по необъятной территории страны.

Казахстан — страна не бедная, обладающая значительными ресурсами, поэтому такое плачевное состояние значительной части дорожной сети долгое время вызывало искреннее недоумение.

Амбициозный прорыв: рождение новых автобанов

Однако Казахстан — ещё и страна амбициозная. Именно амбиции сыграли ключевую роль в том, чтобы ситуация начала меняться. Примерно десять лет назад была озвучена идея возрождения Великого Шёлкового пути, превращения Казахстана в современный транзитный коридор между Азией и Европой. С существовавшими тогда дорогами это было невозможно. Так в стране начали появляться первые современные автобаны мирового уровня.

Автобан Алматы-Шымкент вдоль казахо-киргизской границы.

Сегодня масштабные автомагистрали построены или активно строятся на всех ключевых направлениях:

✔️ Южный маршрут: от Хоргоса (граница с Китаем) через Алматы и Шымкент до границы с Узбекистаном.

✔️ Западный вектор: из Шымкента через Кызылорду и Актобе к российской границе.

✔️ Центральная ось: из Алматы через Караганду и Астану (Нур-Султан) на север, к России.

✔️ Восточное направление: от китайской границы через Семей и Павлодар до России.

Где-то автобаны уже сданы и радуют водителей, а где-то строительство ещё в разгаре. Рядом с такими участками часто приходится ползти в пыльных или грязных пробках по временной объездной дороге, что является своеобразной платой за будущий комфорт.

Сюрпризы на трассе: дорога для «Бурана»

Казахстанские дороги полны сюрпризов. Один из участков трассы Алматы-Хоргос посреди степи неожиданно расширяется до невероятных размеров, превращаясь на несколько километров в огромное асфальтовое поле. Мы долго ломали голову над предназначением этого участка, и вечером в отеле спросили у местных. Ответ поразил: этот отрезок построен с расчётом на то, чтобы в случае чрезвычайной ситуации здесь мог совершить посадку космический челнок «Буран» или любой, даже самый крупный в мире, самолёт. Только представьте эту картину: вы едете по степи, а рядом, на одной полосе с вами, садится Airbus A380!

В стороне от магистралей: лотерея качества

Вдали от основных хайвеев картина не столь радужна. Состояние дорог местного значения — это лотерея. Они могут быть вполне приемлемыми, а могут напоминать лунный пейзаж, как на некоторых фотографиях выше. Многие путешественники стремятся в живописные предгорья юга Казахстана. Дороги там в целом заметно лучше, чем на востоке страны. Идеалом их не назовёшь, но и в полный «треш» они, как правило, не превращаются.

Особенности вождения: узко, резво и опасно

Важно помнить об особенностях вождения. Многие дороги, особенно в горной местности, довольно узкие. Местные водители часто отличаются резкой и самоуверенной манерой езды. Поэтому за рулём нужно сохранять максимальную концентрацию, любуясь пейзажами украдкой, иначе путешествие может закончиться досрочно.

Количество рулевых колес, установленных на придорожных столбиках в качестве памятников, разорванных ограждений и даже останков машин в кюветах красноречиво свидетельствует: таких, чья поездка закончилась трагически, к сожалению, немало.

Совет путешественникам: планируйте маршрут с умом

Таким образом, дороги в Казахстане представляют собой удивительную мозаику из старого и нового, ужасного и прекрасного. Если вы планируете автомобильное путешествие по этой стране, самый важный совет: тщательно изучите карту современных автомагистралей (автобанов). Старайтесь построить маршрут преимущественно по ним, даже если по километражу он окажется немного длиннее. Выбрав короткий, но «экономный» путь по дорогам местного значения, вы рискуете потерять гораздо больше времени, нервов и, что немаловажно, нанести ущерб комфорту пассажиров и техническому состоянию вашего автомобиля.

——

Также рекомендую почитать:Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию

——

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить посты из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми публикациями.