Мне часто задают вопросы о том, какие поезда я выбираю для поездок, как представители РЖД реагируют на мои материалы, почему я не веду войну с платформой и сосредоточен на критике. В этой статье я решил собрать несколько таких вопросов и дать на них развернутые ответы от первого лица. Если формат окажется интересным, мы можем сделать его постоянным.
Время от времени мне приходят почти личные вопросы — через почту, Telegram или прямо в комментариях. Я отобрал пять самых частых и постараюсь честно на них ответить. Думаю, такой диалог может быть полезен и откровенен.
Плацкарт или купе: что я выбираю на самом деле
«Я помню вашу статью, где вы доказывали, что плацкарт лучше купе. Вы и правда так думаете? И каким классом обычно путешествуете?»
Честно говоря, нет, я так не считаю. При одинаковых условиях купе, безусловно, комфортнее плацкарта. Однако в последние годы ситуация изменилась: РЖД закупили огромное количество новых плацкартных вагонов, а вот парк купейных почти не обновлялся. Если верить открытым данным, средний возраст плацкарта сегодня — около 14 лет, а купе — уже 19.
Поэтому, когда стоит выбор между свежим плацкартом и постаревшим купе, я склоняюсь к первому. В новых вагонах есть розетки у каждого места, современные биотуалеты и, что особенно важно, эффективная система вентиляции. Например, в марте, отправляясь в Крым, я сознательно выбрал плацкарт, зная, что попаду в недавно выпущенный вагон. Правда, даже там умудрились натопить так, что было жарко. А купе в том же составе оказались заметно старше.
В целом, я, как и большинство людей, ценю удобства и понимаю, что купе превосходит плацкарт, а СВ — купе. Но сегодня всё зависит от конкретного вагона и его состояния.
Как РЖД реагирует на мои публикации
«Как в РЖД относятся к вашим текстам?»
РЖД — большая и разнородная структура, поэтому реакции бывают разными. Недавно я написал о проблемах с обслуживанием в поезде №99/100 Москва — Владивосток (который скоро станет «Россией»). После этого мне позвонили из хабаровского филиала, детально всё выяснили и пообещали разобраться с озвученными недочётами.
Здесь Федеральная пассажирская компания (ФПК) РЖД сработала оперативнее, чем формально частный перевозчик «Гранд». Когда я описывал недостатки в крымском плацкарте, оттуда не последовало никакой обратной связи.
Если говорить о других темах, то, например, в 2019 году сотрудники РЖД и ФПК активно помогали мне искать информацию, организовывать поездки для тестирования новых вагонов и маршрутов. Взаимодействие бывает вполне конструктивным.
Почему в статьях часто звучит критика
«Почему вы пишете один негатив?», «Я ни разу не видела, чтобы вы кого-то похвалили из проводников или бригады — вечно всем недовольны».
Здесь стоит пояснить несколько моментов:
1) В каждом материале я стараюсь показывать и плюсы, и минусы. Но наше восприятие устроено так: если среди десяти достоинств встречается хотя бы один недостаток, текст уже кажется критическим. Хотя баланс может быть в пользу положительных оценок.
2) Да, я сознательно акцентирую внимание на проблемных сторонах жизни железной дороги. Причина проста: о достижениях РЖД громко расскажут сами — через корпоративные СМИ, «Гудок» или государственные телеканалы. А вот указать на недочёты можем только мы, блогеры, и несколько независимых изданий.
3) К сожалению, читатели в ленте рекомендаций чаще реагируют на критические заголовки. Даже если в статье я в целом хвалю какой-то сервис, иногда приходится выносить в заголовок ту самую «ложку дёгтя», чтобы привлечь внимание. Тогда материал увидят больше людей и, возможно, согласятся, что ситуация не так плоха.
За что можно похвалить РЖД
«Неужели РЖД не за что похвалить?»
Ещё как есть! И я регулярно об этом пишу. Новые вагоны, современные поезда и локомотивы, масштабные проекты вроде Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), запуск ретромаршрутов — всё это реальные достижения. Я искренне считаю, что за последние пять-десять лет РЖД совершили серьёзный рывок вперёд.
Если в 2005–2010 годах мы с иронией ставили РЖД, «Почту России» и Сбербанк в один ряд как символы отечественной отсталости, то сегодня РЖД из этого списка уже выпали. Да и «Почта» со Сбербанком во многом изменились.
Почему я не жалуюсь на Дзен
«Сейчас многие авторы пишут, как их обижает платформа. Вы молчите. Вы что, блатной?»
Понятия не имею о «блатных» авторах. Сколько раз, например, называли блатным Сергея Анашкевича (автора travelmaniac), чьи материалы стабильно занимают верхние строчки в рейтингах! Но и он недавно столкнулся со сложностями и подробно описал их. Кстати, в его посте звучали те же претензии, которые мог бы высказать и я.
Трудности бывают и у меня. Но обсуждать их публично интересно, скорее, коллегам-авторам, а не читателям, которые подписались на раздел о железной дороге. Для общения с коллегами есть другие каналы.
Почти все, кто громко заявлял об уходе с Дзена, потом возвращались. Я понимаю почему. В России нет другой площадки, которая так умело рекомендует читателям твои материалы и при этом делится с автором доходом от рекламы. Яндексу удалось создать по-настоящему уникальный сервис, и я это уважаю.
***
Если у вас появятся новые вопросы, пишите их в комментариях к этому материалу. Если наберётся что-то интересное, сделаем такие ответы регулярными.
