Вы когда-нибудь задумывались, в каком состоянии находятся дороги в Чеченской Республике? Мне было чрезвычайно любопытно оценить их на собственном опыте и сравнить с тем, что я видел в других регионах России — будь то Рязанская область, Иркутск или даже ближнее Подмосковье.
В ходе своей поездки я смог осмотреть и главную транспортную артерию республики — федеральную трассу «Кавказ», связывающую Махачкалу с Краснодарским краем через Грозный, и дороги местного значения в сёлах, и даже горные маршруты. Те самые, которые ещё два-три десятилетия назад, в период конфликтов, считались одними из самых рискованных мест для передвижения.
Федеральная трасса «Кавказ»
Начнём с федеральной дороги Р-217. Это полноценная двухполосная магистраль, оборудованная разделительными и защитными барьерами на всём протяжении. Ограничение скорости здесь составляет 110 км/ч, камер фиксации нарушений немного, трафик относительно невысокий. Ехать по ней — сплошное удовольствие, если бы не одно обстоятельство...
… местные и дагестанские водители на «Грантах», «Приорах» или «Вестах», которые, кажется, постоянно соревнуются, у кого из них в запасе есть ещё одна жизнь. Ещё одна характерная деталь — перед многими населёнными пунктами установлены арки с портретами Ахмата или Рамзана Кадырова и Владимира Путина.
Дороги местного значения
Что удивительно, дороги регионального и местного значения тоже находятся в хорошем состоянии. За всю поездку мне не попалось ни одной откровенно разбитой трассы. Конечно, их оснащение уже не такое безупречное, как на федеральной магистрали «Кавказ», но зато здесь вы не встретите ни одной камеры — их просто нет.
Вот, например, обычная сельская дорога — я специально завернул в несколько сёл на равнинной части республики. Снова вижу арку, но уже без портретов президента.
Горные маршруты
Теперь отправимся в горные районы — через Старые Атаги по направлению к Шатой, Борзой и Аргунскому ущелью. Первая часть пути не слишком живописна, разве что красивые горные хребты на горизонте приковывают взгляд. Сама же дорога снова в полном порядке.
Чем глубже в горы, тем заметнее меняется качество покрытия. В какой-то момент асфальт и вовсе заканчивается, но грунтовая дорога хорошо укатана и проходима.
Вот такие горные виражи встречаются по пути. Помню, что в середине 90-х и вплоть до середины 2000-х передвигаться здесь было небезопасно...
Даже сейчас по пути иногда попадается военная техника...
Дорога заканчивается практически у самой границы с Грузией, рядом с погранзаставой. Дальше нас уже не пропустили — только пешком.
И снова я возвращаюсь на федеральную трассу «Кавказ», где снова царит идеальный порядок и открываются прекрасные виды...
Подписывайтесь на мой сайт, чтобы не пропустить продолжение серии репортажей из автопутешествия по Северному Кавказу.
———
Также следите за обновлениями в моём инстаграм-аккаунте @travelmaniac_ru или на сайте в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru — там я делюсь всеми путешествиями в режиме онлайн: в сторис и публикациях.
