Московский метрополитен с сентября намерен запустить эксперимент. На одной из самых загруженных линий будут снижены цены на проезд в непопулярное время. Однако это может обернуться ростом цен в целом.
Заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов рассказал об эксперименте, который собираются провести в столице. Чтобы разгрузить одну из линий метро, будет снижена стоимость проезда по ней.
«Если работодатели изменят режим работы сотрудников (конечно только для тех кому это будет удобно), так, чтобы часть из них начинали рабочий день в более широком интервале времени – с 6-7 утра, как на многих предприятиях Германии и Канады, и до полудня вместо привычного 8-10 утра, то нагрузка на транспортную инфраструктуру заметно снизится, возможности социального дистанцирования на городском транспорте существенно увеличатся», – пишет Ликсутов в колонке на Московском транспортном портале.
«Мы согласовали с мэром Москвы Сергеем Собяниным проведение пилота по снижению стоимости проезда на одной линии метро во внепиковый период утром, если результат позволит перераспределить нагрузку – подумаем о распространении этой практики на ряд других сильно загруженных перегонов. Пока готовим технические детали – рассчитываем на запуск пилота в сентябре», – написал он.
Пока никаких подробностей больше нет. Ни линия не названа, ни часы снижения тарифа. В этой истории на бумаге звучит все хорошо. Но я вижу сразу несколько подводных камней.
Будет как в «Яндекс-такси»
Во-первых, как чисто технически будут снижать стоимость проезда? Очевидно, что это возможно реализовать только по карте «Тройка». Причем, скорее всего, в случае пересадок с МЦК или МЦД, использования билета «90 минут» скидку не учтут. Разовые билеты и проездные билеты на число поездок тоже на скидку не среагируют. Нельзя же списать 0,88% поездки. Хотя работающие люди и постоянно ездящие на метро в офис пользуются в основном проездными на число поездок (или на месяц).
Во-вторых, введение скидки на вход на определенных станциях может вызвать приток пассажиров на эти станции. Появится обратный эффект. Представьте, если вы живете в таком месте, откуда одинаково идти/ехать до метро с входом подороже и подешевле, то что вы предпочтете при прочих равных?
В-третьих, если люди приходят на станцию в приграничное время, когда цена меняется с низкой на высокую, то они будут искусственно задерживаться или наоборот торопиться войти.
Например, если скидка будет действовать до 7 утра, то самый пик будет в 6:50. А если снижают цены с 10:00, то именно в 10 пойдут все, кто приехал чуть раньше.
Наконец, четвертое. Я не знаю, как будет в этом случае, но обычно снижение цены для стимулирования спроса привод к повышению цены в период, когда со спросом все хорошо. Это значит, что следующим шагом станет рост цен в часы-пик. Объяснено все будет, конечно, необходимостью снизить загрузку метро. Могут даже сделать так: скидка в непопулярные часы 10 рублей, а наценка в час-пик 3 рубля. И объяснить: в целом-то стало дешевле, так что мы заботимся о москвичах. Только вот для большинства пассажиров это будет дороже.
Этим пользуется РЖД со своей динамической системой ценообразования в купе. Мол, при покупке за 90 дней билеты подешевели. Но большинство покупают билеты за неделю-две, когда они дороже.
Кстати, такая же уловка есть и в плацкарте. Летом и на праздники билеты в плацкарт стоят дороже, а в каком нибудь феврале-апреле и октябре-ноябре дешевле. В РЖД говорят: в среднем все цены на уровне установленных государством. В среднем – да. Но большей часть пассажиров нужно ехать именно тогда, когда цены выше.
Думаю, пример с тарифами на условное «Яндекс-такси» или каршеринг также понятен. Так что не нравится мне эта идея с метро.