Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

Поезд Петербург – Париж ходил с 1896 по 1914 год. Это был фирменный поезд с вагонами класса люкс, обслуживаемый бельгийской железнодорожной компанией. Когда читаешь о роскоши вагонов тех времен, невольно начинаешь завидовать пассажирам.

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

При подготовке использована работа Андрея Келлера (УрФУ) «Литерный поезд "Северный экспресс": между миром и войной» (pdf).

Как бельгийцев пустили в Россию

В конце 19 века в Европе активно работала и набирала обороты бельгийская акционерная компания CIWL во главе с инженером и предпринимателем Джорджем Нагельмакерсом. Он мечтал соединить комфортабельными скоростными поездами крупнейшие европейские столицы и создать маршрут Петербург – Лиссабон.

Частью этого проекта был поезд «Северный экспресс» (Nord-express) сообщением Петербург – Париж. CIWL еще в 1883 году запустила знаменитый «Восточный экспресс» из Парижа в Стамбул. Он оказался настолько востребованным, что уже в 1884 году прошла презентация «Северного экспресса» до Петербурга.

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

Однако, чтобы реализовать затею, понадобилось 15 лет. Проект тормозила главным образом Пруссия. Что касается российской стороны, то в 1891 году император Александр Третий подписал указ, который разрешал иностранной акционерной компании CIWL «под наименованием Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов (МОСВИСЕП или МОСП) производить операции».

Запустить поезд получилось только в октябре 1896 года (есть данные о том, что вагоны «Северного экспресса» уже в 1892 году ходили по укороченному маршруту Петербург – Берлин). К моменту запуска поезда, соединившего столицы России и Франции, уже ходил не только «Восточный», но и «Южный экспресс» из Парижа в Лиссабон через Мадрид.

Маршрут и особенности поезда

Изначально предполагалось, что поезд будет проезжать расстояние от Петербурга до Лиссабона за 92 часа. На сокращенный маршрут Петербург – Париж требовалось 52 часа, расстояние до Берлина он проходил за 31 час. Поезд мог развивать летом скорость до 80 км/ч, зимой до 64 км/ч. Тогда это считалось рекордными скоростями.

Поезд уходил с Варшавского вокзала Петербурга (сейчас вокзал закрыт, в его здании расположен торговый центр). Поезд шел через Псков, Вильнюс, Кенигсберг, Берлин. Было организовано сообщение и с Москвой. Из расписания 1914 года следует, что до Москвы поезд ходил раз в неделю. Было ли это также на старте или к этой схеме пришли позже, мне выяснить не удалось.

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)
Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)
Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)
Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)
Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)
Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

Однако известно, что до 1902 года поезд ходил с середины мая до середины октября один раз в неделю, с 1902 по 1906 – три раза и с 1906 по 1914 – два раза, но круглый год, пишет в исследовании «Северного экспресса» Андрей Келлер.

Из-за того, что в России и Европе железнодорожная колея разной ширины, а менять тележки вагонов в ту пору еще не научились, пассажирам приходилось на приграничных станциях делать пересадку. Для этого нужно было выйти из одного поезда и перейти в другой, стоящий на противоположном пути. Станцией пересадки при следовании из России была – Вержболово (сегодня это Кибартай, Литва).

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

Пассажиры, ехавшие в Россию, делали пересадку на станции Эйдкунен (ныне – Чернышевское).

Об этой пересадке писал Владимир Набоков:

«Тогдашний величественный Норд-Экспресс (после Первой мировой войны он уже был не тот), состоявший исключительно из таких международных вагонов, ходил только два раза в неделю и доставлял пассажиров из Петербурга в Париж; я сказал бы, прямо в Париж, если бы не нужно было – о, не пересаживаться, а быть переводимым – в совершенно такой же коричневый состав на русско-немецкой границе (Вержболово-Эйдкунен), где бокастую русскую колею заменял узкий европейский путь, а берёзовые дрова – уголь». (В. Набоков. Первая любовь)

О том, как шикарны были вагоны рассказывал современник, побывавший на презентации поезда:

Почтовый дилижанс прогонял милю за 40 минут. А теперь? Спокойно поднявшись по ступеням Северного вокзала в Париже, подходишь к кассе. «Куда?» «В Санкт-Петербург!» – следует сухой ответ. После этого пассажир садится в «поезд-молнию», вежливый персонал отводит гостя в спальное купе. Последний переодевается в свое домашнее платье, прикуривает сигару, пьет заказанный кофе, съедает при этом несколько яиц, читая газету.
Когда освоишься у себя в купе, можно осмотреться в четырех вагонах, которые на время путешествия превращаются в летучий отель. Перед купе проходит коридор, стены которого украшены зеркалами, а пол покрыт мягкими коврами, и, идя по нему вдоль больших окон, попадаешь в салон. Невозможно поверить, что вагон может содержать в себе такое роскошное помещение! Кресло за креслом следуют с обеих сторон, на заднем плане видно элегантное канапе, две люстры свисают с потолка, а в буфете кипит самовар к чаю.

Со временем в поезде появились более простые вагоны на 40-50 человек. Кроме того, в составе всегда были почтовые и багажные вагоны. Пассажиры могли оставаться на связи всю поездку благодаря наличию в поезде телеграфа.

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

Путешественник из России всегда мог выбирать, в каком направлении следовать после пересечения европейской границы. Он мог или продолжить путь в Берлин и Париж, или пересесть на «Восточный экспресс», курсирующий по маршрутам Гамбург – Берлин – Вена и Амстердам – Кельн – Вена до Константинополя, и далее на экспрессы, идущие к черноморским курортам в Болгарии или Румынии, или сделать пересадку в Париже на вокзале Аустерлитц (d’Austerlitz) на «Южный экспресс», следующий до Мадрида и Лиссабона. Все поезда были состыкованы по расписанию.

***

К 1914 году количество вагонов в поезде возросло до 12. Однако Первую мировую войну и революцию 1917 года он по понятным причинам не пережил.

Позавидовал пассажирам роскошного поезда Петербург – Париж. Как он был устроен в начале 20 века (ФОТО)

После войны поезд менял маршруты, но до России уже никогда не доезжал.

Интересно, что МОСП также был оператором «Транссибирского экспресса», который ходил из Москвы во Владивосток. В целом, эта организация обслуживала до 80% рынка элитных сверхдальних сообщений через Россию.

На сегодняшний день между Петербургом и Берлином / Парижем прямого железнодорожного сообщения нет.