Байкал. Окрестности этого огромного резервуара с водой – удивительное место. Я, честно говоря, упустил момент, когда озеро из, как ни крути, довольно локальной достопримечательности бывшего СССР, заслуженно стало мировой суперзвездой: сюда прорвался поток восторженных туристов со всей планеты.
В окрестностях озера зимой и летом постоянно что-то происходит: мировые автомобильные бренды ставят здесь рекорды скорости на льду, бегуны со всего мира, невзирая на мороз, пересекают озеро с одного берега на другой. Международные корпорации устраивают на яхтах здесь свои корпоративные встречи, в небе парят облака и дроны лучших видео-операторов.
Зимний Байкал мне нравится даже больше чем летний, хотя последний куда популярнее у туристов. Сами посудите: -15 градусов, а перед тобой – огромная белая пустыня, невероятные пространства, обжигающий ветер и одновременно жаркое солнце.
Я не первый год приезжаю на озеро зимой, думал, что знаю о нем много (чего не видел сам – о том непременно слышал). Но генеральный продюсер компании «211», организатор vip-туров Владимир Николаев быстро меня разубедил:
Такое пропустить нельзя, мы, разумеется, как только оказались на Байкале с нашей маленькой группой туристов, поехали посмотреть этот дом.
Два хивуса ждали нас у причала в поселке Листвянка. 20 километров по льду, на середину озера.
Я несколько раз делал большие репортажи про зимний Байкал, писал про белую скатерть, которая стелется до горизонта, про выстрелы из пушки – звук трещины, которая идет по льду. В этот раз все было точно так же: едва мы спрыгнули с резиновой подушки хивуса, подо льдом прогремел гром. Грохот, появившись где-то под нами, удалялся в сторону бурятского берега.
В лучах ослепительного солнца надо льдом высилось вот такое строение, его придумала местная компания «Байкальский экспедиционный корпус». Это реконструкция железнодорожной станции «Середина», которая существовала в начале XX века на льду Байкала.
В начале 1901 года, после поломки одного из паромов-ледоколов, перевозивших грузы с одного берега Байкала на другой, по льду озера проложили рельсы. Примерно в том месте, где сотрудники «Байкальского экспедиционного корпуса» расположили свой небольшой музей, и находилась когда-то знаменитая станция «Середина».
Под нами – самое глубокое озеро на планете. Байкальский лед – давно уже не просто замерзшая вода, а предмет и объект искусства. Как сам по себе:
Так и в руках местных мастеров, которые, например, сделали ледовую мебель у станции «Середина».
«Байкальский экспедиционный корпус», придумавший каждый год строить станцию посередине озера, устраивает для посетителей трапезы – тут кормят всякой местной байкальской едой. Замороженной рыбой-расколоткой, например (выловленной, разумеется, в озере).
Когда мы забрались в хивусы, чтобы возвратиться домой, солнце поднялось высоко и жарило так сильно, что казалось – мы не среди снегов и льда, а где-то на курорте у моря. Я смотрел в окно – маленький домик и караульная будка, стоящие посреди озера, становились все меньше и меньше. Я подумал, что старинная российская жд-станция, воссозданная посредине огромной ледяной пустыни – эффектный символ многообразия нашей развивающейся туристической отрасли. Тут хивус подскочил на трещине, и это сбило мою мудрую и пафосную мысль.
Благодарю Владимира Николаева и его продюсерский центр "211" за идею и «Байкальский экспедиционный корпус» за реализацию очень интересного опыта.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..