Хочу поделиться с вами интересным материалом, который я готовил для рассказа подводного фотографа Виктора Лягушкина о его погружении к фрегату "Олег". Речь пойдет о настоящих сокровищах, которые до сих пор покоятся на дне Балтийского моря.
Балтика — гигантский подводный музей
Балтийское море — это уникальное место, настоящая сокровищница для археологов и историков. По сути, это крупнейшая в мире подводная археологическая площадка, огромное кладбище старинных кораблей.
Судоходство здесь насчитывает почти две тысячи лет. По этим водам пролегали ключевые торговые маршруты, здесь же разворачивались ожесточенные морские баталии. Корабли разбивались о скалы, гибли в сражениях или становились жертвами свирепых штормов, отправляясь на морское дно. Здесь, например, можно проследить всю историю российского судостроения: от скампавей и прамов до стругов и шняв.
Отдельный пласт — наследие Второй мировой войны, которое добавило на дно еще около тысячи затонувших объектов. Многие из них сохранились удивительно хорошо. Секрет в особых условиях Балтики: из-за низкой солености воды здесь не водятся корабельные черви-древоточцы. В Средиземном море они уничтожают деревянные конструкции за считанные годы, а на Балтике корабли могут столетиями лежать практически нетронутыми.
Что же находят на дне?
А теперь давайте посмотрим на конкретные находки, которые были подняты со дна Балтийского моря.
«Фрау Мария»: сокровища для императрицы
Это судно затонуло в 1771 году недалеко от Аландских островов и было обнаружено финским дайвером лишь в 1999 году. Корабль вёз ценный груз для Екатерины II — 300 картин голландских мастеров XVI–XVII веков, предназначенных для пополнения коллекции Эрмитажа. Среди авторов были такие знаменитости, как Хендрик ван Бален, Герард Терборх и Ян ван Гойен. Предполагается, что полотна были упакованы в герметичные свинцовые контейнеры, запечатанные воском, что и спасло их от разрушения. Кроме картин, на борту находились золотые, серебряные и бронзовые статуэтки, а также монеты из золота и меди.
Споры о том, кому должны принадлежать эти сокровища — России, Финляндии (в чьих водах лежит корабль) или Швеции (которой в ту эпоху принадлежала Финляндия), продолжаются до сих пор.
«Святой Михаил»: роскошь для двора
Корабль пошел ко дну в 1747 году у острова Борсте в Финляндии. Финские дайверы нашли его в 2001 году. На его борту находился груз предметов роскоши, заказанных для императорского двора Елизаветы Петровны и следовавший из Амстердама в Москву. Среди прочего там было 36 золотых табакерок, украшенных драгоценными камнями. Не все предметы удалось обнаружить, но те, что подняли, теперь хранятся в Морском музее финского города Котки.
«Йенчепинг»: шампанское столетней выдержки
3 января 1916 года немецкая подлодка потопила шведское грузовое судно «Йенчепинг». В 1997 году шведские дайверы Петер Линдберг и Деннис Осберг обнаружили его на глубине 64 метров. На борту оказалось 4400 бутылок шампанского Gout American урожая 1907 года. Пробки выдержали давление, а ледяная, лишенная света вода Балтики стала идеальным природным погребом для выдержки. В 1998 году со дна подняли 2500 бутылок этого уникального вина.
Полный репортаж Виктора Лягушкина и Богдана Ващенко о погружении к фрегату "Олег" в Балтийском море вы можете найти по этой ссылке.
А если вам интересна тема кладов, но на суше, рекомендую почитать статью в National Geographic Russia, где я работаю. В ней рассказывается о пяти великих археологических находках, сделанных на территории России.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
