Когда я в прошлый раз написал, что РЖД нечестно сокращает поезда, ставшие непопулярными в период коронавируса, мне многие написали в комментариях, что я перегибаю палку. И что в управлении пассажирскими перевозками работают святые люди, которые все делают правильно.
Но чем больше я смотрю на пополняющийся список отмененных поездов, тем больше я понимаю, что я прав, и под видом отмены непопулярных поездов из-за коронавируса сокращаются также важные социальные маршруты, у которых нет дублеров.
Давайте сразу договоримся, что с точки зрения экономики перевозчика поезда бывают двух видов. Первый – это популярные у пассажиров поезда, которые выгодны РЖД и на которых они зарабатывают деньги. Вторые – это социальные маршруты, большая часть которых была отменена еще при Якунине, но кое-что чудом осталось. И теперь это кое-что пошло под нож.
Вот, например, поезд 189/190 сообщением Петербург – Осташков. Тверской город Осташков на берегу Селигера и так почти остался без железнодорожного сообщения. Поезд на Москву тут отменили несколько лет назад. Остался лишь состав на Петербург да пригородный поезд Великие Луки – Бологое, который проходит через Осташков.
Причем поезд на Петербург тоже ходил крайне редко. Раз в неделю летом (в пятницу из Петербурга и в воскресенье из Осташкова) и на праздники. Им в основном пользовались «дачники», а это часто пенсионеры с детьми, которым надо было приехать к своим осташковским участкам. И местные жители, которые ездят к родственникам в Петербург.
Теперь этот поезд отменен вовсе, естественно, по причинам «снижения пассажиропотока».
Но давайте рассуждать не с точки зрения экономики перевозчика, для которого этот поезд и так был сомнителен, а с точки зрения защиты здоровья людей. Поедут ли люди на природу в условиях коронавируса? Безусловно! Заинтересованы ли власти в том, чтобы вывезти людей из города на участки, где вирус подхватить тяжелее? Да. Но из-за того, что поезда нет, люди будут ехать гораздо более опасными видами транспорта, где заразиться в пути куда проще – на автобусах или «на перекладных» с использованием пригородного поезда.
Понятно, что мы живём в условиях победившего рынка, и РЖД приучило нас к мысли, что невыгодный поезд не имеет права на существование. Но я слышал, что есть такие страны, где железная дорога играет важную социальную роль и где правительства понимают, что есть сферы, которые нужно дотировать во что бы то ни стало.
Повторюсь: когда я писал об этом в прошлый раз, в комментарии пришли люди, которые стали мне доказывать, что поезда не нужны, если на них никто не ездит, и что гибкое РЖД все вернет на свои места, когда появится спрос.
Безусловно, отлично заполняемые поезда из Москвы в Петербург и на юг, вернут, а вот что будет с редкими поездами как на Осташков - большой вопрос. Будем пристально за этим наблюдать.