В 2019-2020 году мне довелось проехаться в самых разных вагонах – от самого низкого до самого высокого класса. Сегодня я вам покажу не самые популярные, но довольно запоминающиеся вагоны, которые либо уходят в прошлое, либо наоборот еще не распространены.
Узкоколейка в Кирово-Чепецке
Начну не с РЖД, а с вагона частной узкоколейной железной дороги в Кировской области. Поезд соединяет город Кирово-Чепецк с отдаленным районом Каринторф и ходит несколько раз в день. Вагоны – сидячие, их количество зависит от пассажиропотока. Зимой внутри неизменно топится буржуйка.
Общий
Общих вагонов стало мало. Попробуй найди! Я знаю одни такой – в скором поезде Москва – Рига. Я иногда езжу в нем до Псковской области. Билет стоит недешево – почти как в плацкарт от РЖД, зато поезд идет более-менее быстро. Если кто забыл, напомню, что общий вагон – это плацкарт, в котором сидят (или лежат наверху без белья), и в который продается 81 место. Из удивительного: в латвийском поезде разрешено курить в тамбуре, а в туалете белые унитазы.
Советская сидячка
По стране еще колесят старые сидячие вагоны на 60 мест, сделанные в Советском Союзе. Их включают как в поезда дальнего следования (класс «сидячий»), так и в пригородные поезда. Я ехал в такой «сидячке» в составе пригородного поезда Бологое – Великие Луки, который раз в неделю ходит под паровозом. Кресла в таких вагонах, на мой взгляд, намного удобнее, чем в «Сапсане» или «Ласточке», хотя с точки железной дороги, подобное расположение не экономично. В вагон «Ласточки» влезает больше ста пассажиров, а тут всего 60.
Плацкарт со шторками
Плацкарт со шторками делается в рамках программы обновления старых плацкартных вагонов. Это принципиально новый взгляд на плацкарт, где у каждого есть свое пространство со светильником, розеткой, столиком и т.д. Один из самых удобных вагонов эконом-класса, на мой взгляд.
Плацкарт с душем
Если плацкарт со шторками – это попытка переосмыслить плацкартный вагон и создать его заново, то плацкарт с душем – это результат эволюции. Старые плацкартный вагон обновляли так долго и так активно, что получился такой вот двухвагонных сцеп. Бесплатный душ в каждом вагоне, хороший климат и розетки со светильниками радуют. Как и то, что это будет один из самых массовых вагонов будущего.
Новый «Сапсан»
В конце 2019 года к 10-летию «Сапсана» РЖД начали обновлять свои самые известные скоростные поезда. Получилось, по-моему, красиво и намного удобнее, чем раньше. Теперь каждому пассажиру положена своя розетка и бесплатная вода (пусть всего лишь кулер, а не титан).
Рускеальский экспресс
Вагоны ретро-поезда «Рускеальский экспресс» сообщением Сортавала – Рускеала переделаны из старых купейных «немцев». И хоть это новодел без какой-либо сильной исторической основы, но он производит приятное впечатление.
Реновационное купе
У РЖД есть программа по обновлению старого подвижного состава. Кроме плацкартов со шторками сделали еще и купейные вагоны. Кажется, их пока всего два.
СВ в поезде Москва – Москва
С декабря 2019 года по март 2020 существовал поезд 603, которых ходил из Москвы через Калужскую и Тульскую область и возвращался назад в Москву. Я успел прокатиться на нем дважды – в день запуска и в новогоднюю ночь.
Вагон-салон
Полтора года назад в составе частного поезда «Мегаполис» Москва – Петербург ходил вагон-салон на три места. Это был уникальный проект. К сожалению, сейчас этот вагон уже не в России.