Когда я впервые познакомился с "Орланом-10", то понял, что это далеко не просто радиоуправляемый самолёт с камерой. На деле это целый многофункциональный разведывательный комплекс, созданный инженерами "Специального технологического центра". Его возможности оценили не только военные, но и спасательные службы.
Универсальность и возможности
Модульная конструкция аппарата — это то, что меня особенно впечатлило. Она позволяет постоянно модернизировать комплекс под конкретные задачи, поэтому "Орланы" можно встретить в арсенале самых разных родов войск. Эти беспилотники способны находиться в небе до 16-18 часов, поднимаясь на высоту до 5 километров. Управлять ими можно на расстоянии около 150 км от пункта, а в автономном режиме их радиус действия расширяется до 600 км. При этом они несут полезную нагрузку до 5 кг, что открывает широкие возможности для установки специализированного оборудования. Это позволяет использовать их не только для наблюдения в сложных погодных условиях, но и для решения более узких, специфических задач. Стоит отметить, что разные модификации могут иметь несколько иные технические характеристики.
Оснащение и применение
Помимо стандартных камер с гиростабилизацией, которые фиксируют координаты и высоту, на аппараты устанавливают тепловизоры, контрольно-измерительную аппаратуру для различных замеров, радиопередатчики для передачи данных на пульт и многое другое. Меня удивило, как эти дроны интегрируются в более крупные системы. Например, в составе комплексов радиоэлектронной борьбы "Леер-3" они оснащаются ретрансляторами и могут работать как летающие вышки сотовой связи или, наоборот, как средства подавления сигналов. Ещё одна интересная фишка — использование одного аппарата в качестве ретранслятора для управления другими, вылетевшими за пределы прямой связи с наземным пунктом. Всё бортовое оборудование получает питание от встроенного генератора.
Сравнение с аналогами
Для меня было открытием, что при массе всего в 18 кг возможности и оснащение "Орлана-10" сопоставимы с такими израильскими БПЛА, как "Searcher" и "Bird-Eye". При этом "Searcher" весит около двухсот килограммов и для посадки ему нужна взлётно-посадочная полоса, а "Bird-Eye", хотя и имеет схожий вес, значительно уступает нашему дрону в продолжительности и дальности полёта.
Запуск и посадка
Запускается беспилотник с помощью специальной катапульты, которая входит в комплекс. После старта включается компактный бензиновый двигатель, который позволяет развивать скорость от 75 до 170 км/ч в зависимости от поставленной задачи.
Посадка — это отдельный, хорошо продуманный процесс. Основной способ — сброс скорости и раскрытие парашюта. Но инженеры предусмотрели и экстренные случаи. Для защиты при жёсткой посадке есть две системы: надувной пневмобаллон-амортизатор, который активируется перед касанием земли, и специальные конструктивные элементы, которые отстреливаются при превышении допустимой перегрузки, чтобы минимизировать повреждения самого аппарата.
Наземный комплекс управления
Наземный пункт управления (НСУ) обычно размещается на шасси КамАЗа 5350 с установленным кунгом. Он позволяет одному оператору одновременно контролировать до 4 аппаратов. На фото показано, как выглядит такой пункт изнутри в составе комплекса "Леер-3". В полу видны ниши для крепления транспортных кейсов, в которых хранятся разобранные дроны, катапульта и защищённые переносные пульты управления, выполненные в виде ноутбуков. Для комфортной работы экипажа внутри оборудованы полноценные рабочие места со столами.
А так выглядят сами переносные пульты управления в своих транспортировочных кейсах.
Стоимость и боевой опыт
Если опираться на открытые источники, то стоимость всего комплекса, включающего передвижной пункт управления, четыре беспилотника, катапульту и всё сопутствующее оборудование, составляет около 30 миллионов рублей. Эти системы прошли серьёзную проверку временем и реальными боевыми условиями. Они успешно применялись в Сирии и других конфликтных зонах, где отлично зарекомендовали себя, доказав свою надёжность и эффективность.
Если вам был интересен этот рассказ, подписывайтесь на наш канал. Мы планируем и дальше делиться материалами не только о заброшенных, но и о действующих образцах техники. Спасибо за внимание, до новых публикаций!
