В 2019-2020 годах у меня была уникальная возможность испытать на себе путешествия в самых разнообразных железнодорожных вагонах – от самых простых и демократичных до элитных и эксклюзивных. В этой статье я хочу поделиться впечатлениями о тех типах вагонов, которые, возможно, не так часто на слуху, но оставляют яркие воспоминания. Некоторые из них постепенно уходят в историю, а другие, наоборот, только начинают свой путь и представляют собой взгляд в будущее железнодорожных перевозок.
Узкоколейка в Кирово-Чепецке
Начну свой рассказ не с магистралей РЖД, а с частной узкоколейной железной дороги в Кировской области. Этот поезд – настоящая живая легенда, связывающая город Кирово-Чепецк с отдаленным районом Каринторф. Состав курсирует несколько раз в день, а количество вагонов в нем меняется в зависимости от количества пассажиров. Вагоны здесь сидячие, а главной их особенностью является буржуйка, которая неизменно топится зимой, создавая неповторимую, почти домашнюю атмосферу в пути.
Общий вагон
Общие вагоны сегодня стали настоящей редкостью. Мне известно лишь об одном таком – в скором поезде Москва – Рига, в котором я иногда добираюсь до Псковской области. Стоимость билета здесь сопоставима с плацкартом от РЖД, но преимущество в более высокой скорости движения. Для тех, кто забыл: общий вагон – это, по сути, плацкартный, но без предоставления постельного белья, и в нем продается 81 место. Из любопытных деталей: в этом латвийском поезде до сих пор разрешено курение в тамбуре, а в туалетах установлены неожиданно белые унитазы.
Советская сидячка
По просторам нашей страны все еще путешествуют старые сидячие вагоны на 60 мест, произведенные еще в Советском Союзе. Их можно встретить как в поездах дальнего следования (класса «сидячий»), так и в составе некоторых пригородных составов. Мне довелось прокатиться в таком вагоне в пригородном поезде Бологое – Великие Луки, который раз в неделю ходит под паровозом – это отдельное приключение! Лично я нахожу кресла в этих «сидячках» гораздо удобнее, чем в современных «Сапсанах» или «Ласточках», хотя с экономической точки зрения такое расположение мест менее выгодно для перевозчика: в вагон «Ласточки» помещается более ста пассажиров, а здесь всего шестьдесят.
Плацкарт со шторками
Плацкартные вагоны со шторками – это результат программы по глубокой модернизации старых составов. Это принципиально новый подход к концепции плацкарта, где для каждого пассажира создается личное пространство, оборудованное индивидуальным светильником, розеткой, столиком и другими удобствами. На мой взгляд, это один из самых комфортабельных вариантов для путешествий эконом-класса, который кардинально меняет представление о плацкарте.
Плацкарт с душем
Если плацкарт со шторками – это революционный пересмотр концепции, то плацкарт с душем – это результат долгой и последовательной эволюции. Старые плацкартные вагоны модернизировали настолько тщательно, что в итоге получился уникальный двухвагонный сцеп. В каждом таком вагоне теперь есть бесплатный душ, улучшенная система климат-контроля, розетки и индивидуальные светильники. Приятно осознавать, что именно такие вагоны, судя по всему, станут одним из самых массовых вариантов для путешествий в будущем.
Новый «Сапсан»
В конце 2019 года, к десятилетнему юбилею «Сапсана», РЖД начали масштабное обновление своих самых известных скоростных поездов. Результат, на мой взгляд, получился впечатляющим – и с эстетической точки зрения, и с точки зрения комфорта. Теперь каждый пассажир обеспечен собственной розеткой, а также имеет доступ к бесплатной питьевой воде (пусть и через кулер, а не традиционный титан).
Рускеальский экспресс
Вагоны ретро-поезда «Рускеальский экспресс», курсирующего между Сортавалой и Рускеалой, были переделаны из старых купейных вагонов немецкого производства. Несмотря на то, что это новодел без глубокой исторической основы, поезд производит очень приятное и стилизованное впечатление, погружая пассажиров в особую атмосферу.
Реновационное купе
В рамках программы по обновлению старого подвижного состава РЖД занимается не только плацкартами, но и купейными вагонами. Насколько мне известно, таких обновленных купе пока всего два, но они представляют собой интересный пример того, как можно модернизировать классический формат.
СВ в поезде Москва – Москва
С декабря 2019 по март 2020 года существовал уникальный поезд №603, который совершал кольцевой маршрут: отправлялся из Москвы, проезжал через Калужскую и Тульскую области и возвращался обратно в столицу. Мне посчастливилось прокатиться на нем дважды: в день его запуска и в новогоднюю ночь, что стало особым, запоминающимся опытом.
Вагон-салон
Полтора года назад в составе частного поезда «Мегаполис» Москва – Петербург курсировал эксклюзивный вагон-салон всего на три места. Это был по-настоящему уникальный проект, предлагавший максимальный комфорт и приватность. К сожалению, на сегодняшний день этот вагон уже не находится в России.
