В финальной игре Летней серии «Что? Где? Когда?» 2020 года знатокам задали вопрос на железнодорожную тематику. Давайте проверим и ваши знания.
В финале летней серии сыграла лучшая команда 2019 года – команда Ивана Жаркевича. Молодые знатоки в отсутствии своего капитана, который находится в США и не смог прилететь на эфир, проиграли со счетом 2:6. Среди вопросов, на который они не ответили, был и вопрос водителя Романа Степкина из Москвы. Он звучал так:
«Во второй половине 30-х годов, когда Лазарь Коганович был народным комиссаром путей сообщения СССР, появилось выражение «компас Когановича». Кто в своей работе пользовался таким компасом и что это вообще за компас такой?»
Ниже будет спойлер, подводящий к правильному ответу и правильный ответ, так что если хотите подумать сами, то не читайте дальше.
После двух минут, потраченных на обсуждение вопроса, знаток Лев Кертман сказал: «Предположим, что речь идет о метростроевцах. Кто – это метростроевцы, а этот компас – это проходческий щит, которым строится метро».
Но правильный ответ оказался другим. Прежде, чем огласить его, ведущий поговорил со знатоком.
– У меня, Лев, к Вам вопрос. Пути сообщения. Почему вы две минуты обсуждали метро и ни разу (только мельком) не обсуждали железную дорогу. Ведь она-то вообще на поверхности. Метро только зарождалось, а железных дорог было достаточно. Почему Вы только о метро? Это нервы? – спросил ведущий.
– Потому что обычно новые выражения появляются, когда что-то появляется, а не когда оно давно существует. Но в целом мы обсуждали железную дорогу, искали там, но ничего не нашли.
– Вот, слушайте. Пути сообщения – это железные дороги. Кто может по ним ориентироваться? – подвел ведущий к правильному ответу.
– Летчики? – догадался господин Кертман.
– Совершенно верно. Железные дороги «компасом Когановича» прозвали летчики. Вот смотрите: если сбился с пути, железная дорога обязательно выведет к населенному пункту и поможет сориентироваться.
«Компас Когановича» – действительно устойчивое выражение среди летчиков. Вот в каком контексте его упоминает летчик и писатель Василий Ершов (1944 – 2017) в одном из своих текстов:
«Всю южную, более-менее освоенную человеком часть Сибири пришлось не раз проползать буквально на брюхе, лавируя между ливневыми зарядами, а то и влетая в них под ужасающий грохот залпа воды, ударяющей в лоб.
Выручал "компас Кагановича" – железная дорога, Транссибирская магистраль, вдоль которой для надежности была проложена наша трасса. И ориентировку мы вели со штурманом вместе, визуально, как на старом добром Ан-2, правда, по более мелким картам, но уж рельсы, уходящие прямой линией за горизонт и всегда сверкающие, даже в сильном дожде потерять было проблематично».