От языческих свобод к христианским нормам: как менялось отношение к невинности у народов Русского Севера

Часто можно услышать, что в старину все без исключения строго хранили девственность до брака и верность в нём, а за нарушение этих правил ждало суровое наказание. Или, по крайней мере, выйти замуж, утратив невинность, было практически невозможно.

Сложность реальной картины

Однако в действительности всё обстояло гораздо сложнее и неоднозначнее. Если разобраться, идея особой ценности девственности в первую очередь продвигается христианским учением. А вот у языческих народов к этому вопросу могло быть куда более спокойное или даже совершенно безразличное отношение — и это не просто предположение, а исторический факт, подтверждённый многими свидетельствами.

Свидетельства путешественников и древние грамоты

Взять, к примеру, саамов (лопарей). Путешественник конца XVII века Реньяр писал об их нравах:


Но это свидетельство XVII столетия, а есть и более ранние источники.

Например, грамоты новгородских архиепископов Макария (1534 год) и Феодосия (1548 год) позволяют сделать вывод, что у ижоры — народа, жившего в основном на территории современной Ленинградской области — ещё в XVI веке сохранялись пережитки ранних форм брака. Согласно им, мужчина наряду с первой («предней») женой мог иметь других жён, а женщины также могли жить «с иными людьми законопреступно».

Вот выдержка из грамоты Новгородского архиепископа Макария в Вотскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов от 25 марта 1534 года:


Влияние христианства и изменение нравов

Так обстояли дела в глубокой древности. Однако со временем даже коренные жители севера стали принимать христианскую веру, и их традиционные взгляды постепенно начали приходить в соответствие с христианскими нормами морали.

Отношение к невинности у вепсов: практичный подход

Любопытно посмотреть, например, каким было отношение к девственности у вепсов.

Здесь наблюдается интересный нюанс. Даже с приходом христианства не было какого-то «священного трепета» перед самим фактом невинности. Нет её — и ладно, главное, чтобы девушка не приходила к браку, уже нося под сердцем ребёнка.

А вот если она оказывалась беременной до свадьбы, то это уже было серьёзной проблемой и позором.

Таким образом, как мы видим, в разных обществах и у разных народов отношение к девственности существенно различалось. Более того, даже меняясь на протяжении веков под влиянием новой религии, оно далеко не всегда в полной мере соответствовало строгому требованию «блюсти себя до брака», сохраняя элементы старого, практичного взгляда на жизнь.