Уже давно меня интересовала одна забытая всеми финская линия обороны, которая даже и названия-то своего не имеет, и среди любителей называется то Ровским перешейком, то Свирским УР.
В общем, это цепочка дотов, окутанная тайной и неизвестностью. Располагается она в ужасно непролазном и малопосещаемом месте в Подпорожском районе Ленинградской области, возле Ивинского разлива.
И вот как-то раз мы отправились туда на своей Буханке. От трассы, идущей на Вытегру, мы свернули на хорошую лесовозную дорогу, которая повела нас на север.
Дорога, надо сказать, имеет прекрасное качество почти на всем своем протяжении. Тут я регулярно вспоминал Финляндию, и каких-то особых различий не видел.
Но вот грейдер довел нас до разворотного кольца, за которым дорога так же продолжилась, однако выглядела она тут уже старой, малоезженной, и сразу было видно, что впереди нас ждет масса сложностей.
Уже немного наученный жизнью, я остановился и спустил колеса до полутора атмосфер, сразу же включил и пониженную, и с этим мы двинулись в неизвестность.
Чем дальше — тем меньше становилось свежих следов. Одни только покрытые не содранной травой и листьями влажные колеи. Впрочем, постоянно справа я видел канаву, заполненную водой, и это говорило о том, что когда-то эта дорога была вполне культурной — ехать все-таки было не сложно. Но тут дорогу нам преградил старый упавший тополь.
Слава богу, при мне имелась бензопила, и минут через 10 я вырезал из ствола дерева ту часть, которая перегораживала дорогу.
Дальше бревно я оттащил машиной.
А потом убрал на обочину при помощи верного хайджека, который мне и домкрат, и лебедка.
Дальше мы медленно пробирались по мокрой дороге, на которой, казалось, не было никого уже очень давно. В тех местах, где колеи были особо глубокими и на вид очень опасными, я пытался ехать по бровкам, и это, наверно, выглядело как езда на одноколесном велосипеде по льду — так активно приходилось вертеть рулем, путаясь в собственных руках, стараясь сохранить равновесие и не упасть ни в канаву, ни в колею.
В одном месте меня все-таки стащило не туда, и мне долго и мучительно пришлось взбираться в подъем, вроде и совсем не крутой, но, как оказалось, ужасно скользкий и вязкий. Немного проезжаешь вперед, откатываешься назад, с разгону проезжаешь еще метр, и так до бесконечности.
Слева за деревьями показалось одно из озер, соединяющееся с озером Ровским, туда же ушли более-менее свежие следы некоего квадроцикла, и здесь дорога стала уже совсем старой, будто бы колесо самоходной техники не прикасалось к ней с прошлого года.
Через ручей Ровский, который меня сильно напрягал изначально, к счастью был перекинут вполне нормальный мост.
За ним дорога совсем заросла кустами, но главное, что никаких упавших деревьев нам более не встречалось, а те, что попадались, были пропилены прежними ездунами.
Мне казалось, что просека, по которой мы двигались, становится все шире, а лес вокруг делается каким-то более хвойным и сухим.
К тому же, кусты на дороге явно придавали ей дополнительной прочности, и я, было, начал думать, что так мы и доедем до самого укрепрайона.
В итоге, занимаясь таким самообольщением, я потерял бдительность, и полез в одно из опасных мест без всякой разведки.
Как водится, я хотел и тут проехать по бровкам, но скользкая мокрая глина уволокла меня в самую жижу.
Машина проползла несколько метров, а затем намертво прилипла. Вот так!
Я-то думал, что уже сегодня мы достигнем цели, но, похоже, все будет не так и просто — хлюпая сапогами в воде я выволакивал уже из багажника ящик с цепями и стропами.
Где-то спустя часа полтора к нам обоим пришло осознание того, что электролебедка вовсе не является такой уж роскошью.
Что было сил, я тянул руками рычаг хайджека, который сейчас служил шагающей талью, но все это ни к чему не приводило — все равно, что пытаться сдвинуть с места вросший в землю валун. Так вот немного тянешь, бежишь к машине, крутишь в глине беспомощными колесами, бежишь к хайджеку и опять немного подтягиваешь. В конце концов меня осенило, что надо попробовать использовать домкрат по прямому назначению, но с первого раза, когда я попытался поднять буханку за одно из передних колес, хайджек полностью ушел в грязь, и я потом замучился его оттуда доставать.
Но потом дело пошло бодрее — нашлись какие-то бревнышки, которые подложились и под домкрат, и под колеса, машина встала выше, тянуть стало, может быть, чуть легче, и еще часа через полтора, я наконец выдрал машину из глиняной западни. Еще немного побуксовал, подергался, и все-таки выскочил на твердое. А ведь предстоит еще возвращаться назад. С этими мыслями я проехал метров 300 вперед и там остановился. На ночевку. Все-таки и я, и Наталья очень сильно устали после этого всего.
Остановились мы, как выяснилось, не зря. В ходе проведенной чуть позже рекогносцировки я выяснил, что дальше дорога уходит в сплошное болото, где проехать сейчас можно разве что на гусеничном трелевочнике или на каком-нибудь пневмоходе. Нет, наверняка, там можно пробраться и на какой-нибудь навороченной машине, но все это было бы явно слишком тяжело, а для нас — и вовсе невозможно. До укрепрайона, расположения объектов которого я точно не знал, по дороге оставалось километра полтора-два, и выдвинуться туда пешком мы решили завтра. А пока мы готовились к ночевке в этом прекрасном месте, исполненном мрачной атмосферы вепсской готики.
А про сам укрепрайон я напишу в отдельной статье.