Пару лет назад Дмитрий Медведев объявил «Иволгу» главной электричкой будущего, пообещав, что она скоро появится в регионах и кардинально изменит представление о российских электропоездах. Давайте разберемся, какой именно будет эта самая «Иволга» для регионов и чем она будет отличаться от тех, что уже бегают по столичным маршрутам.
Три поколения «Иволги» в Москве
Прежде чем говорить о региональной версии, стоит вспомнить, какие «Иволги» уже существуют. Пока все они работают только в Москве.
Самые первые составы, которые можно назвать «Иволга 0.0», собрали на Тверском вагоностроительном заводе в 2014–2015 годах. Это были пробные пятивагонные поезда, которые до сих пор курсируют по Белорусскому направлению (до Усово). Они сразу задали высокую планку: бестамбурная конструкция (двери ведут прямо в салон), плавный ход, возможность пройти через весь состав, а также туалеты в головном и хвостовом вагонах. Правда, пассажиры жаловались на недостаток сидячих мест и отсутствие USB-розеток.
Изначально эти поезда создавали для конкурса на обслуживание Московского центрального кольца, но там выбрали «Ласточки». Зато «Иволги» пригодились для Московских центральных диаметров. Для них и разработали «Иволгу 1.0». Внешний вид изменился, состав вырос до шести вагонов, возле дверей появились USB-розетки, а количество сидений увеличилось (кстати, они стали просто синими вместо сине-красных). В 2018–2019 годах выпустили 24 таких состава.
Сейчас «Иволгу 1.0» уже не выпускают, производят только промежуточные вагоны, чтобы удлинить существующие составы. Эти поезда работают на втором диаметре в Москве. А с 2019 года в Твери наладили выпуск «Иволги 2.0». У нее снова изменился дизайн головной части, сиденья вернулись к сине-красной гамме, а USB-розетки теперь есть рядом с каждым местом.
Поезда «Иволга 2.0» выпускаются до сих пор. Таким образом, сегодня в Москве можно встретить три типа этих электропоездов.
Что ждать от «Иволги 3.0» для регионов
«Иволга» — поезд в целом удачный, но главный его недостаток — это все тот же дефицит сидячих мест. Даже при нынешней интенсивности движения в Москве и области, где интервалы между электричками составляют 5–6 минут, пассажирам часто приходится ехать стоя. Объяснения властей, что это городской поезд, не слишком убедительны: от конечных станций диаметров до ближайшего метро ехать 40–50 минут, и стоять все это время некомфортно.
Именно поэтому у меня (да и у многих других) возникали сомнения насчет эксплуатации «Иволги» на более длинных маршрутах в регионах. Людям, которые проводят в пути по 2–3 часа, обязательно нужно сидячее место. Без этого в регионы такой поезд отправлять нельзя.
Ответ на мои опасения я нашел в одной из презентаций «Трансмашхолдинга».
Итак, в 2021 году в Твери начнут выпускать «Иволгу 3.0». Вагоны новой модификации могут быть как бестамбурными (как сейчас, когда вход сразу в салон), так и тамбурными (как в старых электричках: сначала попадаешь в тамбур, а потом уже в вагон). Обратите внимание на расположение дверей — они будут на концах вагонов.
Производитель обещает два варианта компоновки салона. Либо это будут 4- и 6-местные диваны (скорее всего, имеются в виду скамейки), либо кресла по схеме 3+2 (как в «Ласточке», и, на мой взгляд, это самый удачный вариант).
На изображениях показаны варианты поезда с тамбуром и компоновкой салона 3+2.
Когда «Иволга» станет именно такой, я считаю, это будет практически идеальный поезд, к которому уже сложно будет придраться.
