Хасавюрт сегодня: город, вошедший в историю, но застывший в прошлом

Если бы не знаменитое соглашение, вошедшее в историю как «Хасавюртовский мир», которое 31 августа 1996 года подписали генерал Александр Лебедь и Аслан Масхадов, об этом дагестанском городе в России, пожалуй, мало кто бы вспомнил. Скорее всего, и я во время своего недавнего путешествия по Кавказу просто проехал бы мимо, не задержав взгляда.

Город, ставший символом

Однако судьба распорядилась иначе, и Хасавюрту было суждено навсегда вписать своё имя в учебники истории, пусть и с весьма неоднозначной оценкой. Именно поэтому, направляясь из Махачкалы в Грозный, я не смог проехать мимо. Мне стало искренне интересно, как живёт сейчас этот город, чьё название ассоциируется с переломным моментом в истории региона.

И, если говорить откровенно, увиденное оставило тяжёлое впечатление. Создаётся ощущение, что время здесь буквально остановилось. Не верится, что на дворе 2020 год — глядя на городские пейзажи, можно подумать, что с момента подписания тех самых соглашений прошло всего несколько лет, а на календаре самое начало нулевых...

Стоит отметить, что с федеральной трассы Хасавюрт выглядит ещё более-менее презентабельно, как и многие другие населённые пункты Дагестана. Видимо, сказывается деловая активность, которую неизбежно порождает оживлённый транспортный поток, связывающий Дагестан и Чечню.

Реальность за пределами трассы

Но стоит лишь свернуть с главной дороги и углубиться в сторону центра города, как картина начинает стремительно меняться. К сожалению, перемены эти отнюдь не в лучшую сторону.

Чем дальше от трассы, тем более унылый и заброшенный вид приобретает всё вокруг. Ощущение запустения нарастает с каждым метром.

Дороги в городе разбиты, покрыты грязью и выбоинами. Дорожная разметка стёрта до такой степени, что кажется, её не обновляли много лет. Даже пешеходные переходы едва угадываются под слоем пыли и асфальтовой крошки.

Сердце города: автовокзал и его окрестности

А это, между прочим, самый центр Хасавюрта. Местный автовокзал.

Взгляните на привокзальную площадь: огромные ямы, заполненные мутными лужами, покосившиеся и ржавые столбы освещения, некоторые из которых держатся, кажется, только на проводах.

Но больше всего поражают маршрутки! Это зрелище можно назвать настоящим шоком: настолько раздолбанных, проржавевших и, судя по всему, аварийных микроавтобусов я давно не встречал даже в самых глухих уголках центральной России. Причём, судя по номерам с регионами 102, 750, 78, 93, 54, 76, их, похоже, свозили в Хасавюрт буквально со всей страны, когда те окончательно отслужили свой срок на прежних маршрутах.

И это — центральные улицы Хасавюрта.

Просто красота, не правда ли?

Жилые дома в центре. Практически каждый оброс хаотичными, явно самовольными пристройками и надстройками, которые уродуют облик зданий.

Забвение истории

Памятник Ленину. Он стоит облепленный птичьим помётом, испачканный и с повреждениями на постаменте и самой фигуре, похожими на следы от выстрелов.

В советские времена за такое отношение к идеологическому символу, конечно, не похвалили бы, и памятник в таком плачевном состоянии просто не простоял бы и дня. Сейчас же он выглядит как немой укор забвению.

Единственное светлое и ухоженное место, которое мне встретилось по пути обратно из центра на трассу — это новая мечеть. Она резко и контрастно выбивается из общего фона разрухи и всеобщей безнадёги, словно островок другого мира.

Ну и на выезде — типичная для Дагестана заправка, где бензин предлагают по 27 рублей за литр, что само по себе стало своеобразным местным колоритом.

Горький контраст

Покидал я Хасавюрт с чувством глубокой грусти. Честно говоря, я не ожидал, что город, чьё имя известно всей стране, будет производить настолько удручающее и печальное впечатление. Но настоящее потрясение и ещё большая тоска нахлынули на меня чуть более чем через час, когда я увидел чеченские города — Гудермес, Аргун и, наконец, Грозный.

Эти города были буквально стёрты с лица земли в ходе чеченских войн, а сейчас выглядят просто потрясающе — отстроенные, чистые, современные. Позже я обязательно покажу вам их в своих репортажах. Этот контраст между соседними регионами заставляет задуматься о многом.

Подписывайтесь на мой сайт, чтобы не пропустить продолжение серии репортажей из моего автопутешествия по удивительному и контрастному Северному Кавказу.

———

Также следить за всеми путешествиями в режиме онлайн можно в моём инстаграм-аккаунте @travelmaniac_ru или в телеграм-канале https://t.me/travelmaniac_ru, где я делюсь историями, сторис и свежими публикациями прямо из дороги.