Почему в российских купе-трансформерах неудобно сидеть уже 15 лет

Слово «вагон-трансформер» может вызвать в памяти образы из фантастических комиксов, но в реальности российских железных дорог это довольно прозаичная, но спорная конструкция.

Речь идет о купейных вагонах, где спинка дивана скрывает в себе спальное место. Благодаря этой системе одно помещение может служить и четырехместным купе, и двухместным СВ — по крайней мере, в теории.

Как это устроено?

Когда верхние полки опущены, мы получаем классическое купе на четыре человека.

Если же их поднять, формально получается аналог СВ. Хотя на практике такие вагоны почти никогда не эксплуатируют в режиме спального вагона повышенной комфортности.

Вернемся к дивану. На двух предыдущих фотографиях он показан собранным. Давайте рассмотрим его поближе.

Главный недостаток: неудобное сиденье

Здесь хорошо видна основная проблема: глубина сиденья катастрофически мала. Из-за этого сидеть на таком диване крайне некомфортно. Особенно тяжело приходится высоким пассажирам, когда напротив сидит сосед, и ногам просто некуда деться. Но и людям невысокого роста удобства это не добавляет.

Вся хитрость в том, что внутри этой узкой спинки спрятан матрас. В фирменных поездах его застилают проводники, а в обычных — он просто лежит внутри.

Когда кровать разложена, ситуация становится еще хуже — сидеть на ней практически невозможно, только лежать. Это существенно ограничивает возможность почитать или посидеть днем.

Долгая история неудобства

Скорее всего, вы уже сталкивались с такими вагонами. Их выпускают уже около 15 лет, и, что удивительно, эту же спорную конструкцию перенесли на новые двухвагонные купейные сцепы, производство которых началось в 2019 году.

Единственный очевидный плюс этой системы — не нужно снимать матрас с верхней полки и его застилать. Однако проблему удобства сиденья можно решить иначе. Например, в двухэтажных вагонах матрасы встроены прямо в полку, что позволяет сохранить комфортную глубину дивана и избавляет от лишних манипуляций.

Примеры удачных решений

Лично мне кажется, что самые удобные сиденья были в старых купе немецкого производства завода «Аммендорф» и в тверских вагонах модели с сухим индексом «61-4179».

Остается загадкой, почему Тверской вагоностроительный завод продолжает упорно использовать концепцию трансформера, несмотря на повсеместную критику — и не только с моей стороны.