Опасен ли стук колеса в поезде? Разбираемся с ползунами и безопасностью

Мне часто приходят вопросы, которые заставляют глубоко погружаться в тему. Недавно я получил одно такое письмо, и история читателя меня действительно заинтересовала. Человек столкнулся с пугающей ситуацией в поезде и хотел понять, насколько реальны были его опасения.

Вот что он написал:

«В товарных поездах иногда встречаются вагоны, от которых исходит сильный грохот. Я читал в интернете, что это, скорее всего, так называемые "ползуны". Раньше я думал, что такая проблема бывает только у грузовых составов.

Но недавно, возвращаясь с дочерью в Москву на плацкартном поезде, я услышал точно такой же отчётливый стук от одного из колёс нашего пассажирского вагона. Это вызвало настоящую панику среди людей: многие стали говорить, что колесо треснуло и неминуема авария.

Поэтому у меня к вам вопросы: насколько серьёзную угрозу несут такие звуки? Может ли это действительно привести к катастрофе? Или это просто неприятный шум, не влияющий на безопасность? И правда ли, что у колеса может лопнуть бандаж?

Буду очень благодарен за ваш ответ».

Что такое ползун и чем он опасен?

В своём письме читатель верно предположил — скорее всего, он столкнулся с ползуном. Это дефект поверхности колеса, по которой оно катится по рельсу. Чаще всего ползун появляется, когда колесо блокируется (например, при резком торможении) и начинает не катиться, а скользить по стальному пути, стирая себя и образуя плоский участок.

Вот как выглядит такое повреждение.

На железной дороге к ползунам относятся очень серьёзно. Существуют чёткие инструкции: при определённой глубине и размере повреждения поезд имеет право следовать только с ограниченной скоростью и на строго определённое расстояние. Опасность заключается не только для самого колеса, но и для рельсового пути, потому что колесо с ползуном уже не плавно катится, а периодически ударяет по рельсу, создавая ту самую характерную «дробь».

Мнение профессионалов: проводник и машинист

Чтобы дать максимально точный ответ, я решил обратиться к знакомым, которые каждый день работают на железной дороге — проводнику пассажирского вагона и машинисту тепловоза.

Проводник успокоил: если ползун небольшой, вагон вполне может доехать до пункта назначения или крупной станции, где его отцепят и отправят в депо для замены колёсной пары. Окончательное решение всегда принимает осмотрщик вагонов — тот самый специалист, который перед рейсом и на длительных стоянках обходит состав и простукивает колёса специальным молоточком, оценивая их состояние на слух.

Машинист подтвердил, что каждый вагон, прежде чем его включат в состав поезда, проходит обязательный технический осмотр. Осмотрщик несёт личную ответственность за своё заключение о пригодности, ставя подпись в документах.

Также он дал важное уточнение по поводу бандажа, о котором спрашивал читатель. Оказывается, у колёсных пар обычных вагонов (и пассажирских, и грузовых) бандажей нет — это цельностальные изделия. Сменные бандажи используются только на колёсах локомотивов. Поэтому «лопнуть бандаж» на колесе плацкартного вагона физически невозможно.

Может ли ползун появиться прямо в пути?

Да, такое случается. Чаще всего причиной становится экстренное торможение, когда колёса блокируются и начинают скользить по рельсам.

«В таком случае состав могут остановить на ближайшей станции для осмотра и, при необходимости, отцепить проблемный вагон, — добавил машинист. — Но должен сказать, что за всю мою практику вождения и грузовых, и пассажирских поездов, мне ни разу не приходилось сталкиваться с такими экстренными ситуациями в пути из-за ползунов».