Недавно стало известно, что Россия начала экспортировать сидячие вагоны в Египет. Производством занимается Тверской вагоностроительный завод совместно со своим венгерским подразделением. Если внешний вид этих составов уже показывали, то мне удалось раздобыть фотографии интерьеров. И, признаюсь, после их изучения я испытал лёгкую досаду за наши отечественные электрички.
Напомню суть контракта: Тверской завод поставляет в Египет довольно простые, даже спартанские вагоны. Большинство из них лишены даже кондиционеров. Всего планируется выпустить 1300 единиц, используя производственные линии как в Твери, так и в Венгрии.
Специалисты сразу обратили внимание на минималистичную комплектацию. Под вагонами нет привычных генераторов, оборудования для биотуалетов или аккумуляторных батарей.
Окна, как видно на фото, открываются классическим способом — снизу. Первые партии вагонов отправили ещё в марте 2020 года, но тогда производитель скромно умолчал о внутреннем убранстве. В одном из моих прошлых материалов я как раз выражал сожаление по этому поводу, и один из внимательных читателей прислал мне ссылку. Оказалось, полгода назад завод в своём Instagram всё-таки продемонстрировал, как выглядит салон.
Сравнение комфорта: Египет vs Россия
На снимках мы видим довольно жёсткие сиденья, расположенные традиционно — пассажиры сидят друг напротив друга. Стоит отметить, что в новых сидячих вагонах для российских железных дорог, которые делает тот же ТВЗ, кресла ощутимо комфортнее.
Конечно, многое зависит от требований и бюджета заказчика. В Египте железнодорожная инфраструктура, вероятно, скромнее, чем у нас. Но вот что меня искренне удивляет. Взгляните на позу этого мужчины в египетском вагоне.
А теперь посмотрите на сиденья в поездах «Иволга», которые тот же Тверской завод производит для Московских центральных диаметров. Сиденья, по сути, те же, что и для Египта, но ещё более упрощённые. Например, здесь отсутствуют подлокотники.
Личный опыт и парадокс «Иволги»
Мне довелось близко познакомиться с «Иволгами», так как я живу рядом с конечной станцией одного из диаметров. О неудобстве их сидений я писал не раз. Главная проблема — в часы пик катастрофически не хватает мест. Аргумент перевозчика, мол, «это городской поезд, едут недолго, можно постоять», не выдерживает критики. От конечных станций до пересадки на метро поезд идёт минимум полчаса — стоять это время не так уж и приятно.
Любопытно, что в «Ласточках», курсирующих по Московскому центральному кольцу, где среднее время поездки пассажиров меньше, кресел установлено больше. И они значительно комфортнее.
Дело не только в удобстве, но и в количестве. Если в пятивагонной «Иволге» всего 260 сидячих мест, то в составе «Ласточки» их от 386 до 416.
Я понимаю, что выбор кресел — это не только воля производителя, но и требование заказчика. В «Иволгах» стоят такие скамейки не потому, что Тверской завод не способен сделать лучше (тем более что эти сиденья производятся не в Твери, а заказываются в Германии), а потому, что это устраивает Центральную пригородную пассажирскую компанию.
Ирония сравнения
И вот я снова смотрю на сиденья для Египта. Да, они близкие родственники тех, что в «Иволге», но невооружённым глазом видно, что они лучше. И дело не только в наличии подлокотника (что уже большой плюс для комфорта), но и в более продуманной, менее тесной расстановке.
Таким образом, в моём личном антирейтинге сидений для электропоездов «Иволга» пока прочно удерживает печальное первое место. А эталоном удобства для меня по-прежнему остаются кресла в старых межобластных вагонах, которые ещё изредка встречаются на российских просторах. Мягкие, часто кожаные, с отличным откидным механизмом спинки. Правда, для перевозчика они экономически невыгодны: в такой вагон помещается всего около 60 пассажиров.
А какие кресла в поездах нравятся вам?
