Что РЖД сделали и не сделали для защиты пассажиров от вирусов

В условиях пандемии РЖД предприняли ряд мер, чтобы снизить риски для пассажиров и адаптироваться к новым реалиям. Были введены бесплатный возврат билетов, сокращено число рейсов и усилена дезинфекция вагонов. Однако, на мой взгляд, самое важное упустили из виду, и это касается самой основы безопасности в пути — воздуха, которым мы дышим.

Транспортная отрасль сейчас переживает серьёзный кризис. Пассажиропоток резко упал: если в марте 2020 года перевозки в дальнем следовании сократились на 20% по сравнению с прошлым годом, то в апреле прогнозируется падение более чем на 70%. В такой ситуации логично, что перевозчики стараются минимизировать риски распространения инфекции, создать комфортные условия для пассажиров и оптимизировать свои расходы. В РЖД и Федеральной пассажирской компании для этого приняли следующие меры:

  • До 1 июня можно бесплатно вернуть любой билет, включая невозвратные тарифы;
  • Отменён ряд поездов дальнего следования, включая все международные маршруты (актуальный список опубликован на сайте);
  • Срок продажи билетов сокращён до 45 суток;
  • На вокзалах нанесена специальная разметка, помогающая соблюдать дистанцию в очередях;
  • Проводится ежедневная дезинфекция почти 1,9 тысячи вагонов дальнего следования — обрабатываются поверхности, ручки, столики и другие частые точки контакта.

Главная проблема — воздух в вагонах

Можно долго перечислять, что ещё можно было бы улучшить, но я хочу остановиться на ключевом, по моему мнению, аспекте. Речь идёт о воздухе, которым дышат пассажиры. Представьте ситуацию: в вагоне находится заражённый человек. При дыхании он выделяет в воздух вирусные частицы, которые затем могут вдохнуть другие люди. Именно так часто происходит передача инфекции.

Конечно, для COVID-19, из-за которого сейчас введены ограничения, риск воздушно-капельной передачи считается не основным, но он всё же существует. А для многих других респираторных вирусов такой путь передачи — самый распространённый.

Недавно Трансмашхолдинг анонсировал, что в новых электропоездах «Иволга» установлена система обеззараживания воздуха. Она работает по принципу рециркуляции: забирает воздух из салона и с улицы, обрабатывает его ультрафиолетом, уничтожая вирусы и бактерии, и подаёт обратно. Это делает такие электрички значительно безопаснее.

От коллег я слышал, что аналогичные системы есть и в некоторых современных вагонах дальнего следования. Но что происходит в старых составах? Там ситуация часто оставляет желать лучшего, особенно учитывая, что проводники не всегда охотно включают вентиляцию.

Мне импонирует подход, который применили в частном поезде «Мегаполис». Там полностью заменили воздушные фильтры в купе и гарантировали постоянную работу вентиляции во время рейсов, а также регулярное проветривание вагонов в депо. К сожалению, даже эти меры не спасли поезд от временной отмены из-за резкого снижения спроса.

Отсутствие эффективной вентиляции и проблемы с поддержанием комфортного температурного режима — это давние «болевые точки» российских поездов дальнего следования. Сейчас, в период снижения пассажиропотока, был бы идеальный момент, чтобы заняться их решением. Но, судя по всему, этого не происходит.