Психология вандализма: почему подростки жгут кнопки в лифтах

В российских подъездах, особенно в старых домах, почти невозможно встретить лифт с неповреждёнными кнопками. Практически на каждой панели управления видны следы оплавленного пластика — это стало настолько привычной деталью, что уже никого не удивляет.

Все понимают: это дело рук хулиганов. Но вот вопрос, который долгое время не давал мне покоя: что же движет этими людьми? Зачем они это делают?

Я всегда пыталась найти в этом хоть какую-то логику. Допустим, пнуть случайно валяющуюся бутылку — это импульсивный, почти рефлекторный жест. Даже в других мелких правонарушениях обычно прослеживается понятный мотив: что-то украсть, что-то сломать из мести, выделиться перед сверстниками. Но жечь кнопки в лифте? Какая здесь может быть цель? Это казалось мне абсолютно бессмысленным и иррациональным поступком.

Мнение психолога: что скрывается за актами вандализма

Чтобы разобраться в этом феномене, я обратилась к своей знакомой, психологу Марине, которая много лет работает с трудными подростками. Её объяснения пролили свет на эту, казалось бы, бессмысленную жестокость.

По её словам, лифт — это идеальное место для такого рода «вылазок». Это замкнутое пространство, где подросток остаётся наедине с собой, вне чужих глаз. Здесь он может дать выход накопившемуся негативу, агрессии или фрустрации, не боясь немедленного осуждения.

Этот акт вандализма может быть своеобразным жестом мести взрослому миру, который, по мнению подростка, его не понимает, давит на него правилами и ограничениями. Испортив что-то в лифте — символе порядка и рутины многоквартирного дома — он как бы «наносит удар» по этой системе, чувствуя при этом иллюзию контроля и власти.

Второй распространённой причиной, как объяснила Марина, является естественная для возраста 10–14 лет потребность в исследовании и проверке границ — как своих, так и окружающего мира. Подросткам интересно экспериментировать, наблюдать за последствиями своих действий, испытывать новые ощущения.

В таком контексте поджигание кнопки превращается в своеобразный эксперимент: «А что будет, если?..». Их завораживает сам процесс — как меняется материал под воздействием огня, как исчезают цифры, как пластик плавится и течёт. Это может быть просто скукой, неумением или нежеланием найти себе более конструктивное и интересное занятие. И здесь, как отметила психолог, часто кроется недоработка родителей, которые не смогли или не захотели направить энергию ребёнка в мирное русло.

Марина подчеркнула, что эти две причины — выплёскивание негативных эмоций и экспериментальный интерес — являются самыми частыми объяснениями подобного поведения среди детей и младших подростков.

Однако она добавила, что иногда в подобных актах вандализма замешаны и люди постарше — например, 17-летние юноши и девушки. В таких случаях мотивация может быть сложнее: это может быть и способом отметить «территорию», и элементом группового ритуала, и проявлением более глубоких психологических проблем. Каждый такой случай, по словам специалиста, требует отдельного, внимательного разбора.