Уникальный участок: почему железная дорога Москва–Рязань работает по левосторонней схеме

На всей обширной сети российских железных дорог существует лишь один участок, где движение организовано по левой стороне — или, как говорят профессионалы, является левопутным. Это направление от Москвы до Рязани. Давайте разберемся, как возникла эта уникальная особенность и каким образом после Рязани движение поездов возвращается к привычному правопутному режиму.

В России организация движения на железной дороге в целом аналогична автомобильной: поезда следуют по правому пути. Если вы сидите в вагоне слева по ходу движения, то в окне будет виден встречный путь и составы, несущиеся навстречу. Это стандартная, повсеместно принятая схема.

Участков с обратной организацией движения совсем немного. Есть, например, короткий отрезок, где электрички от Ленинградского вокзала Москвы до станции Петровско-Разумовской (всего три остановки) движутся по левой стороне. Однако целая железнодорожная линия, полностью работающая «шиворот-навыворот», — это исключительный случай, и представлена она только направлением Москва–Рязань.

Важная магистраль

Сегодня это ключевой участок для поездов южного направления из Москвы. Если вы отправляетесь с Казанского вокзала столицы или из Санкт-Петербурга на юг, например, к Черному морю — в Крым или Краснодарский край, — ваш маршрут, скорее всего, пройдет по этой линии. На сегодняшний день московско-рязанское направление считается самым загруженным в столичном регионе.

Исторические корни аномалии

Строительство дороги велось поэтапно. Сначала был проложен участок от Москвы до Коломны (1862 год), затем его продлили до Рязани (1864 год). Проектированием этих отрезков занимались английские инженеры, а в строительстве помогали французские специалисты. Они реализовали проект так, как было привычно им самим, то есть организовали движение по левой стороне. В то время в Российской Империи железные дороги были частными, и государство не могло строго контролировать проектировщиков или настаивать на соблюдении зарождающихся национальных традиций.

С англичанами все понятно — у них и автомобильное движение левостороннее. С французами же интересный нюанс: во Франции машины ездят по правой стороне, а вот железнодорожное движение в основном левопутное.

Стыковка двух систем

Дальнейшее строительство дороги от Рязани велось уже по российским стандартам, с правосторонним движением. Чтобы обеспечить плавный переход поездов с одной системы на другую, был построен специальный мост. По нему состав, идущий по одному из путей, переходит над встречными рельсами, меняя таким образом сторону движения.

В советский период всерьез рассматривалась идея реконструкции линии для приведения ее в соответствие с общепринятой правосторонней схемой. Однако от этих планов отказались: переделка всей инфраструктуры — стрелок, светофоров, станционных путей — оказалась бы чрезмерно дорогостоящей.

Споры об удобстве

Что касается удобства такой организации движения, в интернете постоянно ведутся дискуссии. Главный аргумент критиков левопутной системы звучит так: пешеходы, переходя через пути, по привычке сначала смотрят направо, а потом налево, а здесь нужно делать все наоборот, что повышает риск.

Обычно в ответ приводят два контраргумента. Во-первых, местные жители, постоянно пользующиеся рязанским направлением, уже давно привыкли сначала смотреть налево. А во-вторых, даже переходя обычную железную дорогу с правосторонним движением, необходимо сохранять бдительность и смотреть в обе стороны. Ведь поезд теоретически может подойти с любой стороны, иногда даже двигаясь вагонами вперед.