Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

О то, что что-то идёт не так я понял далеко не сразу...

То, что поезд тронулся мягко и совсем не поскрипывая, как было всегда, когда я в студенчестве ездил на поездах, я не удивился: все-таки, новые вагоны, современные технологии. Это всё понятно.

Затем, пока вагон еще был полупустой почти без пассажиров, я бегал по нему, фотографируя все фишки и новшества для репортажа обзора (ссылку ищите в конце статьи), не обратив внимание на перестук колёс. Потому лёг спать...

… а проснувшись утром и снимая таймлапс рассвета, попивая чай из стакана в нестареющем подстаканнике, вдруг ощутил, что все это время в пути мне чего-то не хватает в этом поезде!

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

А не хватало старого доброго … перестука колёс!

Казалось бы, мелочь, но именно с вот этим пабам-пабам, пабам-пабам с самого раннего детства у меня плотно ассоциируется железная дорога, да и вообще поезда.

Думаю, не у меня одного, но и у многих из вас.

Ведь под этот перестук колёс нами родители возили нас в детстве на море. Под него мы ездили в гости к бабушкам, студентами на каникулы домой к родителям, в командировки по работе.

Я лет 15 не ездил на поездах по России и вот … не услышал перестука колёс!

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

В чём же дело и куда подевался этот звук?

Для начала вопрос: кто-то знает, откуда он вообще берётся? И почему во многих странах Европы этого звука в современную эпоху никогда и не было?

Да-да, совершенно понятно, что сам по себе звук появляется на стыках рельсов, ведь они имеют конечную длину. Но и в Европе они имеют эту конечную длину, а перестука нет!

Оказывается, все дело в нашем климате с суровой зимой и жарким летом. Из-за довольно большого перепада температур рельсы, разумеется, расширяются и сжимаются, поэтому при постройке железной дороги всегда применялся, так называемый, термозазор: небольшое расстояние между соседними рельсами, чтобы железнодорожное полотно не деформировалось под воздействием температур (а в теплых странах в этом нет необходимости).

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

Вот он, тот самый термозазор.

Перестук возникает в момент, когда поезд съезжает с одной рельсы и «наступает» на следующую. В момент, когда он съезжает с предыдущей, своим огромным весом поезд её прогибает и как бы заскакивает на следующую. Генерируя тот самый звук. Парный он от того, что в колесной тележке два колеса.

Получается, что если звук исчез, поезда перестали прогибать рельсы? Их научились класть иначе? На самом деле, причина не в этом.

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

В последние годы в России все больше применяют бесстыковую технологию укладки железнодорожных рельс. Так строят новые железные дороги и перекладывают полотно на уже существующих.

По этой технологии рельсы свариваются в длинные плети длиной от 350 метров до нескольких десятков километров. На таких рельсах стыки гораздо реже, а в местах соединения соседних рельсов изменена технология соединения в месте термозазора, чтобы стук не происходил.

Как удалось обойти изменение длины рельса из-да температурных перепадов? Дело в том, что из-за температуры удлинение или укорочение заметно лишь на концевых участках, а там располагаются, так называемые, уравнительные участки, которые и отыгрывают изменение длины супердлинного рельса.

Что меня разочаровало в путешествии на поезде Владивосток-Москва: больше нет перестука колёс

Кстати, современные бесстыковые рельсы еще называют «бархатными» за их комфорт и отсутствие перестука.

Так что теперь мы ездим, оказывается, по бархатной железной дороге.

Следите за продолжением репортажей из путешествия с Дальнего Востока на поезде Владивосток-Москва, в которых я рассказываю обо всех его нюансах.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или сайт в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru, чтобы следить за всеми путешествиями в режиме онлайн: в сторис и публикациях.