Тишина на рельсах: почему исчез знакомый перестук колёс в поездах

Я осознал, что что-то изменилось, далеко не сразу. Поезд тронулся плавно, без привычного скрипа, который я помнил по студенческим поездкам. Сначала я списал это на современные вагоны и новые технологии — вроде бы всё логично.

Пока вагон был почти пуст, я бегал по нему, фотографируя все новшества для будущего обзора (ссылку ищите в конце статьи), и тогда ещё не обратил внимания на отсутствие привычного звука. После этого я просто лёг спать...

…а утром, снимая таймлапс рассвета и потягивая чай из стакана в том самом вечном подстаканнике, я вдруг чётко понял: за всё время пути мне чего-то не хватало!

Исчез тот самый, старый добрый перестук колёс!

Казалось бы, мелочь. Но именно этот ритмичный «пабам-пабам, пабам-пабам» с самого детства был для меня неотъемлемой частью железной дороги, самой её душой.

Думаю, я не одинок в этих ощущениях. Наверняка многие из вас вспомнят, как под этот звук вас везли родители на море, как вы ехали к бабушке, возвращались студентами на каникулы или отправлялись в рабочие командировки.

Я не ездил на российских поездах лет пятнадцать, и вот теперь столкнулся с неожиданной тишиной — перестука больше нет.

В чём же причина? Куда пропал этот звук?

Для начала давайте разберёмся, откуда он вообще брался. И почему, кстати, во многих европейских странах в современную эпоху его никогда и не было?

Конечно, звук возникает на стыках рельсов, ведь они имеют конечную длину. Но и в Европе рельсы тоже не бесконечны, а характерного стука там нет!

Всё дело в нашем климате с его суровыми зимами и жарким летом. Из-за большого перепада температур рельсы расширяются и сжимаются, поэтому при строительстве железных дорог всегда оставляли так называемый термозазор — небольшое расстояние между соседними рельсами, чтобы полотно не деформировалось (в тёплых странах такая необходимость отпадает).

Вот он, тот самый термозазор.

Перестук возникает в момент, когда поезд, съезжая с одного рельса, «наступает» на следующий. Огромная масса состава прогибает рельс, и колёса как бы перескакивают на соседний отрезок, рождая тот самый парный звук (парный — потому что в тележке два колеса).

Получается, если звук исчез, значит, поезда перестали прогибать рельсы? Или их начали укладывать как-то иначе? На самом деле, причина в другом.

Бесстыковая технология: революция на рельсах

В последние годы в России всё активнее применяют бесстыковую технологию укладки железнодорожного полотна. По этой технологии рельсы сваривают в длинные плети — от 350 метров до нескольких десятков километров. Так строят новые дороги и модернизируют старые.

На таких участках стыки встречаются гораздо реже, а в местах соединения соседних рельсов изменили саму технологию крепления в зоне термозазора, чтобы стук не возникал.

Как же удалось обойти проблему расширения и сжатия металла? Оказывается, из-за температуры заметно меняется длина только на концевых участках этих длиннейших рельс. Там расположены специальные уравнительные участки, которые и компенсируют эти изменения.

Кстати, современные бесстыковые рельсы ещё называют «бархатными» — за комфорт и отсутствие привычного перестука.

Вот и выходит, что теперь мы ездим по настоящей бархатной железной дороге.

Следите за продолжением моих репортажей из путешествия с Дальнего Востока на поезде «Владивосток-Москва», где я рассказываю обо всех его особенностях и впечатлениях.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или сайт в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru, чтобы следить за всеми путешествиями в режиме онлайн: в сторис и публикациях.