В Турции набирает популярность относительно новая и загадочная достопримечательность – Фригийская долина. Ее активным развитием для туризма власти занялись лишь в последние несколько лет. За это время долина получила статус природоохранного заповедника, а на развитие ее инфраструктуры было выделено около миллиона турецких лир. Здесь можно увидеть гробницы и храмы римской и византийской эпох. Но главная интрига – это уникальная древняя дорога, прорезанная в каменном плато. Ее происхождение ставит ученых в тупик, и есть предположение, что эти следы могли оставить транспортные средства, неизвестные современной науке.
Фригийская долина раскинулась на территории Малой Азии, захватывая четыре турецкие провинции: Кутахья, Эскишехир, Анкара и Афьон-Карахисар. Сейчас ее ежегодно посещают около 50 тысяч туристов, но власти планируют увеличить этот поток, предлагая катания на лодках, квадроциклах и фаэтонах. Именно здесь, среди скал и холмов, находятся те самые загадочные колеи. Их возраст оценивается очень широко – от трех тысяч до нескольких миллионов лет. Эти параллельные линии настолько масштабны, что их можно разглядеть даже на спутниковых снимках.
Исторический контекст: могущество Фригии
Фригия была могущественным государством, возникшим после переселения фригийцев с южных Балкан около 1200 года до н.э. Согласно античным мифам, они были союзниками Трои в войне с греками. Большинство историков сходятся во мнении, что Фригийское царство было основано во втором тысячелетии до нашей эры. Его упадок начался в конце VII века до н.э., а в 133 году до н.э. римляне превратили эти земли в провинцию, позже присоединив ее к провинции Азия. С этого момента история Фригии стала неотъемлемой частью истории всей Малой Азии.
Загадка, не имеющая ответа
Скопления следов, найденные в долине, до сих пор не получили научного объяснения. Колеи, прорезанные в камне, причудливо пересекаются, сходятся и расходятся. Они пролегают не только по ровным плато, но и взбираются на возвышенности, огибают холмы и даже видны на их вертикальных стенках. Анализ этих отметин позволяет строить догадки о транспорте, который их оставил: царапины образуют идеально ровные и прямые линии, что говорит о систематическом движении.
Рядом с колеями можно обнаружить прямоугольные углубления в породе, хотя их глубина значительно меньше. Из-за плохой сохранности сложно сказать, что именно их оставило. Одна из гипотез предполагает, что это могли быть следы от разгрузки тяжелого груза, так как размеры прямоугольников примерно соответствуют габаритам груза, который мог перевозить транспорт с колесами подходящей ширины. Как ни странно, информации и качественных фотографий этих следов очень мало, в отличие от многочисленных снимков расположенных поблизости архитектурных памятников.
Отсутствие исследований и возможные версии
Археологи и историки практически не изучают эти следы. Возможно, причина в том, что современная наука пока не готова дать убедительное объяснение их появлению. Ведь они проложены в вулканическом туфе миоценового периода, а это значит, что местные вулканы застыли около пяти миллионов лет назад.
Существует несколько версий происхождения колей. Природную версию можно сразу отбросить – характер следов явно указывает на техногенное вмешательство. Современная тяжелая техника не смогла бы оставить такие отпечатки в твердой породе, ей просто не хватило бы мощности. Фригийские повозки, образцы которых хранятся в музеях, также вряд ли могли нанести столь глубокие и масштабные повреждения.
Остается наиболее интригующая гипотеза: колеи могли быть проложены в то время, когда каменная порода была еще мягкой, возможно, миллионы лет назад. Еще один удивительный факт – поблизости не обнаружено никаких следов человека или животных того же периода. Ответы на эти и другие загадки Фригийской долины ученым еще только предстоит найти.
Спасибо, что дочитали до конца! Если подобные темы Вам интересны, ставьте лайк или подписывайтесь на канал – это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!
