Тот самый департамент РЖД, который отвечает за современные «Сапсаны», сделал неожиданный, но очень атмосферный шаг — запустил регулярный туристический поезд на паровой тяге. Это первый в России ежедневный маршрут, где состав ведёт настоящий паровоз, даря пассажирам возможность совершить путешествие во времени.
Новый ретропоезд курсирует в живописной Карелии, соединяя станцию Сортавала, куда из Санкт-Петербурга прибывают комфортабельные «Ласточки», и станцию Маткаселькя, расположенную рядом с знаменитым горным парком «Рускеала». Главной достопримечательностью парка является огромный мраморный карьер, из которого добывали камень для украшения Исаакиевского и Казанского соборов, а также многих других исторических зданий Северной столицы.
Раньше на последнем участке пути использовалась гибридная схема: «Ласточку» из Петербурга до Сортавалы вела электровозная тяга, а далее, по неэлектрифицированным путям, её цепляли к тепловозу. Теперь же эту логику полностью пересмотрели, создав отдельный, уникальный продукт для туристов.
Для нового маршрута подготовили специальный состав: паровоз тянет три стилизованных вагона, оформленных в духе легендарного «Николаевского экспресса». В составе есть два пассажирских вагона с уютными купе и отдельный вагон-ресторан, где можно скоротать время в пути.
Путь занимает чуть менее часа, поезд следует без промежуточных остановок. Это второй в стране регулярный рейс на паровозной тяге, но именно он стал первым, кто работает каждый день без исключений.
Напомню, что пионером в этом направлении стал прошлогодний запуск паровоза на линии Бологое — Осташков по исторической Заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге.
Как спланировать поездку из Петербурга в Рускеалу
Весь маршрут из Северной столицы до горного парка теперь выглядит так. Утром, в 06:15, нужно сесть на «Ласточку» на Финляндском вокзале. К 10:20 вы уже будете на станции Сортавала. Всего через 20 минут, в 10:40, с той же платформы отправится ретропоезд, который доставит вас на станцию Маткаселькя к 11:40.
Обратный путь начинается в 17:30. Паровоз прибывает в Сортавалу в 18:30, а уже в 18:42 оттуда отходит «Ласточка», которая привезёт вас обратно в Петербург к 22:43.
Билеты на оба поезда — и на современную «Ласточку», и на ретросостав — можно приобрести заранее онлайн, даже за 90 дней до поездки. Поездка под паровозом в одну сторону стоит 420 рублей. Действуют льготные тарифы для детей, а также скидки при покупке билетов «туда-обратно».
Конечно, тот факт, что этот ностальгический проект курирует Дирекция скоростного сообщения, известная своими ультрасовременными «Сапсанами», порождает множество ироничных комментариев. Однако сама инициатива, безусловно, заслуживает похвалы.
В России множество живописных уголков, где паровоз выглядел бы органично и мог бы стать магнитом для туристов, но этот потенциал пока раскрыт слабо. В этом плане нам есть чему поучиться у европейских стран, таких как Германия или Франция, где исторические железные дороги стали неотъемлемой частью туристической инфраструктуры.
В РЖД отметили, что для запуска этого необычного маршрута пришлось провести серьёзную подготовку: отремонтировать платформу на станции Сортавала и восстановить поворотный круг в старом локомотивном депо, а также модернизировать инженерные сети для обеспечения паровоза водой и создания условий для его технического обслуживания.
