Как я защищаю кузов от ржавчины: опыт с алюминиевыми накладками и гальванической парой

С ржавчиной сталкивается каждый автовладелец — увы, сталь, из которой делают машины, со временем неизбежно корродирует. Особенно быстро этот процесс идёт у автомобилей, которые ездят не только по бездорожью, но и по городским дорогам, щедро посыпанным реагентами. Наша «буханка» — не исключение, и я давно искал способ продлить жизнь её кузову.

Днище и внутренние полости меня не беспокоили: с завода днище было хорошо обработано мастикой, а изнутри я всё тщательно пролил «Мовилем» — состав до сих пор выступает из стыков. Главной проблемой оставались нижние кромки бортов, так называемые «юбки». Внутреннюю сторону можно было регулярно покрывать защитным составом, а вот торцы постоянно страдали: любая краска или мастика быстро стиралась о грунт, камни и растительность. Погода тоже не помогала — влага и грязь делали своё дело. Поэтому я решил подойти к вопросу кардинально.

Пока ржавчина на кромках не разрослась, я зачистил её, обработал преобразователем, нанёс толстый слой «Мовиля» и закрыл всё алюминиевыми уголками на алюминиевых же заклёпках. «Мовиль» — отличное средство: оно не стекает с вертикальных поверхностей и хорошо заполняет пустоты. Я постарался заделать все щели между уголками и кузовом, и теперь могу не волноваться за эти участки.

Почему алюминий, а не нержавейка: секрет в электрохимии

Здесь стоит сделать важное отступление про электрохимическую коррозию. Как яхтсмен, я с этим явлением хорошо знаком, но многие автолюбители, никогда не сталкивавшиеся с морской техникой, о нём не знают. Часто вижу, как на стальные кузова ставят нержавеющий крепёж — это грубая ошибка, которая приводит к быстрому образованию ржавых дыр вокруг винтов и заклёпок. Не вдаваясь в глубокие детали, скажу просто: углеродистая сталь в контакте с нержавейкой образует гальваническую пару, где сталь становится анодом и быстро разрушается в присутствии электролита (например, воды с солями). С алюминием всё наоборот.

В паре «алюминий–сталь» жертвенным анодом выступает именно алюминий (как и цинк в оцинковке). То есть при контакте этих металлов коррозии в первую очередь подвергается алюминий, защищая стальные детали кузова. Алюминиевые накладки и заклёпки со временем разрушаются, но их легко заменить, а кузов останется целым. Этот эффект я наблюдал на своём старом «Москвиче»: в салоне были алюминиевые декоративные накладки на порогах. Через несколько лет они превратились в порошок, а сами пороги остались абсолютно целыми.

Так что на «буханке» алюминиевые уголки и заклёпки — не просто механическая защита, а продуманное решение, которое использует электрохимию во благо. Они станут надёжными защитниками для исцарапанного кузова.