Забытый мастер: как политический ссыльный Аким Курочкин превращал быт крестьян в художественные полотна

Когда изучаешь историю российской фотографии дореволюционного периода, обычно о каждом мастере удается найти подробные биографические сведения. Однако Аким Поликарпович Курочкин — исключение из этого правила. Несмотря на то что его работы хранятся в таком значимом учреждении, как Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), информация о нем крайне скудна.

Известно лишь, что он был в политической ссылке. В период с 1905 по 1908 год он работал консерватором в Якутском музее, а позже, с 1914 по 1916 год, заведовал Народным домом и библиотекой-читальней. Вот, пожалуй, и все, что осталось в архивах о его официальной деятельности.

Но наследие, которое он оставил, говорит само за себя. Его фотографии — это не просто документальные снимки, а настоящие художественные произведения. Он обладал удивительным даром видеть прекрасное в повседневной жизни простых людей. Каждый его кадр тщательно выстроен, композиционно продуман и напоминает скорее живописное полотно, чем случайный моментальный снимок.

Глядя на эти работы, я ловлю себя на мысли, что это чистейшей воды пастораль — жанр, воспевающий идиллическую простоту и гармонию сельского быта, знакомый нам по литературе и живописи.

Этот возвышенный, светлый настрой пронизывает даже те сцены, где люди заняты тяжелым трудом, а их одежда проста и поношена. Каким-то непостижимым образом Курочкину удавалось передать через объектив не усталость и нужду, а внутреннее спокойствие, достоинство и особую, тихую поэзию труда.