РЖД начали умное обновление старых купейных вагонов, и первые два экземпляра, переделанные на современный лад и получившие название «Аммендорф», уже вышли на маршруты. На мой взгляд, вагоны получились отличными, а те мелкие недостатки, о которых я расскажу дальше, в целом можно считать придирками. Давайте же поскорее заглянем внутрь и оценим изменения.
Уже хочется отправиться в путь?
Сейчас РЖД активно обновляет парк вагонов — как купейных, так и плацкартных. В основном закупается новый подвижной состав, но часть старых вагонов проходит глубокую модернизацию. Например, ставший уже культовым плацкарт со шторками — это как раз переделанные старые вагоны, у которых полностью заменили «начинку», тем самым продлив срок их службы.
Я давно ждал, когда же появится обновленное купе. Логика и общение со знающими людьми подсказывали, что такой вагон уже на подходе. И вот, увидев, что в составе беспересадочного вагона Москва — Рускеала появилась необычная схема (32 купейных места и два СВ), я сразу понял — это оно! Ведь подобных вагонов раньше просто не существовало.
Мне удалось выяснить, что пока таких вагонов всего два. Их производят на воронежском «Вагонреммаше» при участии дизайн-студии «Иппиарт» (они же создали тот самый плацкарт со шторками). Пока неизвестно, будут ли эти вагоны выпускаться массово, но я очень надеюсь, что после некоторых доработок такое решение примут. Интересно, что запуск этих вагонов прошел без какой-либо рекламы.
Для своей поездки я выбрал небольшой участок маршрута — от Петербурга до карельской станции Яккима (путь занял меньше пяти часов).
Поезд, прибывший из Москвы на Ладожский вокзал, был покрыт льдом. Вместе с моим купейным вагоном в составе до Рускеалы шел и плацкартный. Эти вагоны обслуживаются не ФПК, а напрямую РЖД.
Вагоны окрашены в ливрею «Рускеальского экспресса», что смотрится очень стильно. По характерным гофрам (выпуклым линиям на стенах) я понял, что это переделанный немецкий вагон «Аммендорф». Раньше это был самый распространенный купейный вагон в России с узнаваемыми шоколадными стенками, но теперь их становится все меньше.
Здесь и далее фото объединены в галереи.
Климат-контроль и первые впечатления
Постоянные читатели моего блога знают мою особенность — я активно борюсь с духотой и жарой в поездах дальнего следования. Я всегда добиваюсь, чтобы работала приточная вентиляция, а температура не поднималась выше +24 градусов.
Можете представить мое удивление, когда я зашел в современный, сияющий красотой вагон, с подсветкой на поручнях, и увидел вот это на табло!
Впрочем, довольно быстро я успокоился. Температура в вагоне оказалась комфортной (на ощупь около 22 градусов), а вентиляция работала постоянно. Но электронное табло с показателем температуры явно глючило. Очень надеюсь, что этот момент доработают, потому что микроклимат — основа комфортной поездки. Если сломан датчик, нет уверенности, что и система климат-контроля работает корректно.
Общественные зоны: от коридора до туалета
Давайте прогуляемся по местам общего пользования. Коридор сразу показался мне каким-то космическим. Всё благодаря светодиодной подсветке, встроенной снизу в поручень по всей его длине. Из-за этого в коридоре светло, а снаружи, в темное время суток, вагон смотрится особенно уютно и футуристично.
Вместо традиционного титана здесь установлен пурифайер — аппарат, который фильтрует воду из общей системы вагона и выдает пассажирам воду нужной температуры — горячую или холодную.
Новые таблички на дверях, совершенно иная, более светлая расцветка тамбура (прощай, мрачный серый цвет!), другие материалы отделки — всё это меня искренне порадовало. Даже ароматические палочки, стоящие в начале и конце вагона, не раздражали. Они источали тонкий, ненавязчивый аромат.
Что касается туалета, то меня немного смутила система подачи воды, реагирующая на движение рук. Вечером всё работало идеально, и вода была комнатной температуры, а утром пошла ледяная. В отличие от плацкарта со шторками, здесь нет сушилки для рук воздухом и автоматической подачи мыла.
Знаю, многих интересует пурифайер. Вечером я спокойно заварил из него чай (в этих вагонах чай и сахар бесплатные — пакетики лежат возле купе проводника), а вот в пять утра он был выключен. Но проводница дала мне кипятка из чайника, который стоял у нее, объяснив это тем, что все спят и незачем зря включать аппарат. Что ж, ладно.
Внутри купе: плюсы и минусы
В вагоне девять купе, под СВ отдано первое. Я удивился, что для самого высокого класса выбрали купе в начале вагона, прямо над колесной парой. Куда более тихое место было бы в середине состава. Но это, наверное, дело вкуса.
Я заглянул в СВ — по сути, это то же самое купе, только без верхних полок. Никаких дополнительных зеркал, светильников или картин там нет.
Теперь о самом купе. Первое и самое важное: я очень рад, что здесь не стали делать диван-трансформер (когда постель убирается в спинку), как в вагонах Тверского вагоностроительного завода. Из-за толстой спинки для сидения на полке остается совсем мало места.
Здесь сохранили традиционные диваны «Аммендорфа» с кожаной отделкой и добавили комфортабельную спинку для двух человек. Видимо, производитель решил, что верхний сосед должен сидеть поближе к нижнему пассажиру и столику, а вещи будут храниться в ногах. Что ж, приемлемо.
Нижний столик стал длиннее, плюс появился столик наверху. У него высокие бортики, так что пролить что-то вниз будет сложно.
Почему-то производители убрали верхнюю полочку-сетку для вещей, которая была в старых «Аммендорфах» и на которой так любил ездить мой кот.
В целом мест для хранения стало меньше. Например, очень неудобно вешать верхнюю одежду, потому что расстояние между концом полки и стенкой стало минимальным (хотя появились крючки возле каждого места).
Выключатель общего света теперь расположен над дверью. Решение на любителя. Кто-то скажет, что его легче найти, потому что он не завешан одеждой, но лично я его очень долго искал, войдя в купе. У меня выработался почти рефлекс искать его на правой стенке.
Индивидуальные светильники (софиты) для нижнего пассажира вмонтированы в верхнюю полку, а для верхнего — в потолок. Это отличное решение! Так личный свет меньше мешает соседям по купе. Включается и выключается софит с выключателя, расположенного в изголовье (рядом с выключателем внизу есть розетка и USB-порт, наверху — только USB-порт).
Оконные шторы здесь двойные. Окно можно или лишь затемнить, или закрыть полностью.
Что можно улучшить
Теперь о том, что можно было бы сделать лучше. Я надеялся увидеть в купе индивидуальные занавески возле каждой полки (такие же, как в новом плацкарте). Они бы не помешали — часто в купе едут четыре незнакомых человека, и возможность отгородиться от попутчиков мечта многих. За занавеской можно и переодеться, и читать, будучи уверенным, что свет от твоего светильника никому не мешает. Но этого, к сожалению, не предусмотрели.
Еще один минус: в последнем купе (а я ехал именно в нем) слишком хорошо слышна работа систем в соседнем туалете. Это и спуск воды, и шум насосов.
Однако в целом здесь всё продумано с умом. И это большой плюс в карму РЖД.
Где найти такой вагон и планы на будущее
Вагон, о котором я рассказал, курсирует под №14 в составе поезда 159/160 Москва — Петрозаводск по направлению Москва — Рускеала (его назначают на праздники, школьные каникулы и на лето). На весь маршрут билеты продаются заранее, но за несколько дней до отправления открывается продажа оставшихся мест на любой участок, в том числе Москва — Петербург.
Проводники рассказали мне, что вагон еще будут дорабатывать. Я очень надеюсь, что учтут и мои пожелания, а потом запустят такие вагоны в массовое производство. Во-первых, так получат вторую жизнь любимые многими немецкие «Аммендорфы», а во-вторых, чего уж греха таить, вагон получился по-настоящему хорошим.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, понравился ли вам вагон и что, на ваш взгляд, нужно доделать.
