Несколько лет назад по отрасли поползли разговоры о возможном привлечении на должности проводников граждан соседних стран — речь шла не столько о Беларуси или Украине, сколько о выходцах из южных республик. Об этой ситуации мне рассказала начальница одного из поездов, которая попросила не раскрывать её имени.
Сегодня мигрантов из СНГ действительно можно часто встретить в самых разных сферах: они работают уборщиками, водителями автобусов и маршруток, таксистами, продавцами, пекарями и на многих других позициях.
На железной дороге тоже был период экспериментов — в некоторых регионах, возможно, это практикуется до сих пор — когда приезжих привлекали для обслуживания вагонов в межрейсовый период: уборки, мойки, поддержания температуры. Вагон мог простаивать в депо несколько дней, и за ним требовался присмотр. Оплата такой работы была минимальной, но многих устраивало само наличие крыши над головой — жить можно было прямо в вагоне, а оформление часто было полуофициальным.
Однако именно из-за такого нестабильного, «полупрозрачного» статуса стали возникать проблемы: случались кражи, вагоны обслуживались небрежно, и от этой схемы в итоге отказались. Я лично знаю случаи, когда из-за халатности в одном вагоне промёрзла вся водопроводная система, а другой сдали в рейс в совершенно неприемлемом, грязном состоянии.
Тогда в РЖД пришли к выводу, что разумнее немного повысить зарплаты проводникам и обеспечить им хотя бы минимальный социальный пакет, чем допустить массовый приход на эти позиции граждан Узбекистана, Кыргызстана или Таджикистана.
Хочу сразу оговориться: я не против мигрантов как таковых. Я, например, покупаю лепёшки у узбеков возле дома, а в подъезде у нас убирает женщина из Кыргызстана — и все они отлично справляются со своими обязанностями. Но работа проводника требует особого набора качеств, которых у этих людей, как правило, нет.
Сейчас часто можно услышать мнение, что в проводники идут те, кто готов надолго расставаться с семьёй и работать за сравнительно небольшие деньги. Из-за этого некоторые считают, что это профессия для малограмотных людей, способных разве что мыть полы. Но это глубокое заблуждение.
Современный вагон — это сложная система
Нынешний вагон — уже не та простая конструкция, что была раньше. Это целый комплекс оборудования, которым нужно уметь управлять. Проводников специально обучают: они должны отслеживать десятки параметров, разбираться в технике. Человека без определённого уровня знаний и ответственности просто не допустят к такой работе. Плюс ко всему нужно уметь общаться с пассажирами, вести торговлю, поддерживать чистоту — и делать всё это качественно.
Конечно, для приезжих такая работа могла бы быть привлекательной: жильё предоставляется, не нужно платить за аренду. Но если допустить массовый приход неподготовленных кадров, система перевозок могла бы серьёзно пострадать, уровень сервиса, и без того не всегда высокий, упал бы ещё сильнее, и в итоге всё это привело бы к коллапсу.
Я редко хвалю руководство РЖД, но решение сохранить в профессии проводника только граждан России считаю абсолютно правильным и дальновидным шагом.
