Как на самом деле одевались крестьяне на сенокосе и жатве: развенчивая мифы о старых фотографиях

Я уже много раз делилась этими снимками крестьян, сделанными Прокудиным-Горским более века назад.

Многие сегодняшние зрители смотрят на эти кадры с недоверием: им кажется, что люди выглядят слишком опрятно и чисто, а их белые платочки — неестественно белоснежными.

Конечно, как я уже отмечала, крестьяне вполне могли принарядиться для съёмки. Фотографирование в те времена было настоящим событием, редким и значимым. Если присмотреться, часто видно, что люди не заняты реальной работой, а скорее изображают её, замирая в позах — ведь тогда требовалась неподвижность на несколько секунд.

Чем старше фотография, тем очевиднее, что перед нами постановка. До начала XX века репортажную съёмку почти не практиковали: запечатлеть движение было технически сложно, да и такой задачи обычно не ставили. Фотографы часто создавали красивые, идиллические кадры для открыток, на которых и зарабатывали.

Более поздние и реалистичные свидетельства

Однако, чтобы понять, как крестьяне действительно выглядели во время покоса или жатвы, можно обратиться к другим, чуть более поздним фотографиям. Их делали не коммерческие фотографы, а этнографы и краеведы, запечатлевая повседневную жизнь в полях начала XX века.

Позирование, конечно, встречается и здесь — от этого никуда не деться.

Но на этих снимках, как мне кажется, уже нет ощущения специальной нарядности. Выглядит всё гораздо естественнее и правдивее.

Тем более что цель этих съёмок была уже иной — не коммерция, а наука и документалистика.

Естественность и повседневность

На этих кадрах, по-моему, всё выглядит очень натурально. Датируются они уже не самым началом века, а 1930-ми годами.

И что мы видим? Люди одеты не в лохмотья и не покрыты грязью, а в вполне обычную, часто светлую рабочую одежду. Женщины — в тех же белых платочках. Разница со снимками Прокудина-Горского не так уж велика. Просто его фотографии цветные, оттого кажутся ярче, светлее и наряднее, чем чёрно-белые архивные кадры.