Просьба из прошлого: когда детская дружба сталкивается с взрослой реальностью

Бывшая одноклассница: «Кроме тебя, у меня в Москве никого»

Неожиданное сообщение

– Это было настолько неожиданно, что я даже не сразу поняла, как реагировать, – делится Варвара, которой уже за сорок. – Пишет мне в соцсетях девушка, с которой мы когда-то сидели за одной партой. В детстве мы были неразлучны, но жизнь развела нас: я перебралась в Москву, а она, Светлана, рано вышла замуж и осталась в нашем сибирском городке.

Потом у нее родился ребенок, брак распался, сейчас работает продавцом. Лет пять назад она каким-то образом раздобыла мой номер и с тех пор регулярно поздравляет со всеми календарными праздниками. Если бы не ее сообщения, я бы, наверное, и не вспомнила про многие даты, вроде Дня матери или собственных именин… – Ну, вы понимаете.

Просьба, которая все изменила

– А в этот раз она написала совсем другое: «Варь, у меня такая радость – дочка поступила в университет в Москве! А у меня в вашей столице, кроме тебя, знакомых-то и нет. Можно я дам ей твой телефон? Просто на всякий случай…».

Она сразу же начала меня успокаивать: «Не переживай, жить она будет в студенческом общежитии, на еду я ей буду переводить, может, и сама подрабатывать начнет. Просто девочке всего семнадцать, она впервые в таком огромном городе, одна… Мало ли какие ситуации могут возникнуть».

Две разные жизни

…Когда-то мы с этой подругой жили в одном доме, на разных этажах, в абсолютно одинаковых «двушках». Ходили в одну школу, делились бутербродами, играли в одни игры и шептались о секретах под цветущей черемухой во дворе. А сейчас между нами – целая пропасть.

С мужем мы зарабатываем за месяц больше, чем Светлана за год. Мы много путешествовали – и сами, и с детьми, строим сейчас дом за городом, живем в хорошем районе, у каждого своя машина.

А Света все эти годы едва сводит концы с концами, никуда из своего городка не выбирается и отчаянно надеется, что хотя бы ее дочь сможет «выбиться в люди». Девочка, надо отдать должное, способная – сама, без связей, поступила в московский вуз на бюджетное место…

Материнская жертвенность

Содержать дочь в Москве для Светланы будет каторгой, и она это прекрасно осознает. Но ради будущего своего ребенка она готова на все. Готова брать дополнительные смены в магазине, работать без отдыха, лишь бы дочь училась и смогла встать на ноги.

Может, ей удастся там зацепиться, как когда-то удалось мне? Варваре, которой, как я знаю, многие в нашем городке в глубине души завидуют… – «Тебе же не сложно будет иногда позвонить моей Маринке, поинтересоваться, как у нее дела? – умоляет меня Светлана. – Просто чтобы она чувствовала, что не совсем одна».

«Она у меня рукодельница, отзывчивая, все умеет. И пол помыть, и картошку почистить, и белье погладить. С радостью поможет, если что. Может, куда съездить нужно, что-то забрать или передать, в магазин сходить – не стесняйся, обращайся!..»

Нежеланное бремя

Бесплатная помощь по хозяйству мне абсолютно не нужна. Как не нужна и лишняя ответственность в виде юной провинциальной девушки, за которой, по сути, придется присматривать.

– У меня домработница приходит дважды в неделю! – объясняю я. – Зачем мне чужая девочка в квартире, с которой нужно общаться, интересоваться ее проблемами, вникать в ее переживания… Я видела ее один раз в жизни, еще младенцем в коляске, когда навещала родителей много лет назад!

Светлана же искренне не может взять в толк, почему ее, казалось бы, простая просьба – просто изредка звонить студентке – вызывает у меня такую бурю негативных эмоций и почти панику.

Одиночество в большом городе

– Да от тебя вообще почти ничего не требуется, – убеждает она. – Только немного человеческого участия. Жилье у нее есть, кормить и содержать ее тебе не придется. И никакой ответственности я с тебя не спрашиваю, я же взрослый человек, все понимаю! Да и Марина у меня разумная, не станет искать приключений. Голова на плечах есть.

Нужно просто, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным в этом каменном мешке. Да и мне, если честно, хотелось бы моральной поддержки от подруги, хотя бы на словах. Страшно отпускать единственную дочь в чужой гигантский город, где тебя никто не знает и не ждет…

– Не зря же говорят, что москвичи – зазнавшиеся снобы! – теперь обижается Светлана. – Будь наоборот – приехал бы Варькин ребенок к нам, я бы сделала все возможное! И встретила, и проводила, и накормила бы от души – мне не жалко! Угостила бы всем, что есть в доме…

Кто же прав?

Как вы думаете, Светлана действительно просит непомерно многого? И нужно ли жестко пресекать такие наивные просьбы из провинции, чтобы потом не оказалось, что на твою шею уселся целый выводок родственников и знакомых? Или, может, неправа в этой ситуации как раз Варвара?

Еще больше интересных материалов - на моем сайте "Семейные обстоятельства" https://grazdano4ka.ru/ . Заходите, читайте, обсуждайте!