Сложно передать словами, насколько грандиозным предстает перед тобой это горное сооружение. Сеть подземных коридоров, штреков, растянулась на многие километры, уходя в глубину почти на километр под уральскими холмами. Эта шахта, где когда-то добывали сидерит, находится недалеко от Бакала в Челябинской области и по праву считается одним из самых масштабных и глубоких рудников всего Южного Урала. Сегодня она в основном законсервирована и погружена в тишину.
История этого места уходит корнями в далекий XVIII век, когда здесь начали первые разработки. Со временем масштабы росли, вокруг месторождения вырос целый рабочий поселок, а позже и город. До 1930-х годов руду добывали открытым способом, в карьерах, но потом взялись за модернизацию и углубление. К началу прошлого века Бакальское месторождение стало настоящим сердцем уральской и всесоюзной железорудной промышленности, давая более пятой части всей уральской руды.
Проектирование капитальной шахты доверили специалистам из института «Гипроруда». По их замыслу, подземный комплекс должен был иметь пять основных уровней-горизонтов: +420, +480, +540, +600 и +650 метров. Особенно впечатляла продуманная внутренняя инфраструктура. Для обработки добытого прямо здесь, под землей, работал мощный дробильный комплекс. Изначально шахта выдавала до 2.5 миллионов тонн руды ежегодно, но со временем запасы стали истощаться, спрос падать, и к 2004 году добыча упала до скромных 180 тысяч тонн. Сейчас большая часть этих подземных пространств официально «на консервации» — именно туда нам и удалось пробраться.
Мы провели под землей несколько часов, что для знакомства с таким гигантом — лишь короткая прогулка. Но даже за это время наша команда челябинских диггеров успела увидеть по-настоящему уникальные уголки этого индустриального колосса.
Прогулка по верхнему горизонту
Мы исследовали самый верхний из горизонтов, где работы не ведутся уже много лет. Бродили по безмолвным, местами подтопленным штрекам, делая десятки снимков, пытаясь запечатлеть эту суровую, завораживающую атмосферу.
- Объект огромный и невероятно масштабный. Здесь можно ходить днями и постоянно находить что-то новое, — позже делился впечатлениями один из участников нашей группы в соцсетях.
На нашем пути встретилась старая, давно не работающая узкоколейка — по этим рельсам в былые времена вывозили добытую руду.
Повсюду валялись остатки металлических конструкций, детали механизмов. Некоторые ответвления штреков были наглухо закрыты решетками с тяжелыми амбарными замками, преграждая путь в дальние лабиринты.
Важно помнить о безопасности
Однако, делясь таким опытом, нельзя не сказать о рисках. Подобные вылазки могут обернуться трагедией. Во-первых, в этих многокилометровых лабиринтах очень легко потерять ориентацию. Один коридор пересекается с другим, третий ведет в тупик — настоящий подземный лабиринт без карты. Во-вторых, если объект частично действующий, есть риск случайно попасть в опасную зону: оказаться на участке, где проводятся взрывные работы, задеть высоковольтный кабель или столкнуться с движущейся техникой. Вариантов опасности много, поэтому бдительность — самое главное правило. |Т.У.|
Поддержите наш блог!
Если вы еще не подписаны, тообязательноподпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!