Подземная мечта одного человека: как житель Лебедяни 20 лет строил метро под своим домом

Однажды, путешествуя с друзьями по бескрайним просторам России, мы оказались в городе Лебедянь Липецкой области. Остановка была спонтанной, и я сразу же начал искать в сети, что интересного можно здесь увидеть. Среди описаний старинных фабрик и заводов мое внимание привлекла совершенно невероятная история — оказалось, в этом городе существует самое настоящее метро! У меня в голове сразу возник вопрос: как такое возможно? Ответ оказался удивительным и трогательным.

Начало подземной эпопеи

Всё началось в далёком 1984 году, когда местный житель по имени Леонид Мулярчик задумал грандиозный проект — построить метрополитен прямо под своим садовым участком. Его энтузиазм был настолько заразителен, что даже был создан специальный кооператив, куда записалось 166 человек. Однако, когда выяснилось, что оплата труда будет произведена только после полного завершения строительства и запуска линии, почти все участники отказались от работы. Леонид остался один на один со своей мечтой, но не сдался.

Работа продвигалась медленно, но неуклонно. На проходку всего одного метра грунта у него уходил целый день, а затем ещё три-четыре дня требовалось на бетонирование свода и укладку кирпича. Кирпич он делал сам — обжигал известняк в собственноручно сооружённой подземной котельной.

Борьба с системой и вера в мечту

Власти неоднократно пытались остановить самостройку, утверждая, что это опасно и может привести к обрушениям. Они чинили всевозможные препятствия, но Леонид был непреклонен — у него на руках были все необходимые разрешения и документы, и он продолжал своё титаническое дело.

Строительство продолжалось почти три десятилетия, вплоть до 2011 года. К огромному сожалению, 25 сентября 2011 года Леонид Мулярчик ушёл из жизни. Его метро было закрыто, и его судьба оказалась печальной — тоннели заброшены и постепенно разрушаются.

Когда мы спустились под землю, первое, что мы увидели, — это бетономешалку, которую Леонид использовал для замеса раствора. Вдоль стен тянулись провода рабочего освещения на 12 и 220 вольт.

Важно отметить, что этот подземный комплекс был абсолютно легальным — на него имелись все официальные документы. Замысел Леонида был масштабнее простого транспорта: он планировал провести здесь водопровод, канализацию и даже установить пожарные краны для всех жителей своего района.

Но, увы, этим планам не суждено было сбыться. Сейчас своды постепенно осыпаются, кирпичная кладка разрушается, а потолок украшают причудливые узоры из плесени и паутины.

Детали подземного мира

Высота сводов главного тоннеля составляет около 150-160 сантиметров — ровно такой рост был у самого строителя.

Стены и потолки здесь оштукатурены, а для обогрева даже была предусмотрена печка-буржуйка.

Леонид, по рассказам, был человеком с большим сердцем. У него была задумка организовать в этом подземелье молодёжный клуб для вечеринок. Для этого он уже подготовил отдельные мужской и женский туалеты, умывальник и даже помещение под бар.

Здесь же можно увидеть самодельный проходческий щит, который использовался для цементирования сводов. Все материалы Леонид закупал на свою скромную пенсию.

В магистральном тоннеле должен был курсировать специально сконструированный состав из вагонеток, рассчитанный на трёх-четырёх пассажиров.

По замыслу изобретателя, управление должно было быть полностью автоматическим: нажал кнопку — и прибыл на нужную станцию.

Несбывшаяся мечта

Со смертью Леонида строительство остановилось навсегда, и вряд ли оно когда-либо будет продолжено.

Очень жаль, что этот амбициозный проект не получил развития. Из него мог получиться уникальный туристический объект, который не только радовал бы людей, но и приносил реальную пользу жителям всего района.

Материал Александра Сашенкова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.