История и устройство береговой батареи №904 на острове Шкота

Перед вами — береговая батарея № 904, входившая в состав 3-го Отдельного артиллерийского дивизиона Островного сектора береговой обороны. Её позиции были развёрнуты на острове Шкота.

Строительство и модернизация

Первые работы по созданию этой батареи начались ранней весной 1932 года. Её возвели на месте старой, ещё дореволюционной батареи № 363, которая так и осталась недостроенной и была рассчитана на четыре десятидюймовых орудия. От прежнего сооружения остались лишь орудийные основания, но поскольку они не отвечали новым техническим требованиям, их пришлось взорвать. Первоначально новые пушки установили на временных деревянных платформах.

Однако уже осенью того же года под руководством военного инженера А. И. Васильева началась масштабная реконструкция — батарею перестраивали в капитальном бетонном исполнении. К 1933 году строительство было завершено, и обновлённая батарея вступила в строй. Её вооружение составили четыре 152-мм пушки системы Канэ. После Великой Отечественной войны эти орудия заменили на модернизированные версии с увеличенным углом возвышения, которые ранее стояли на Батарее №922.

На спутниковом снимке хорошо видна планировка позиции: орудийные блоки и командно-наблюдательный пункт чередуются с открытыми капонирами.

Устройство огневой позиции

Огневая позиция батареи состояла из двух разнесённых железобетонных блоков. На поверхности каждого из них располагалось по два орудийных дворика, с трёх сторон защищённых массивным бетонным бруствером. Под этими двориками находились погреба для боеприпасов, небольшая котельная для отопления и укрытия для личного состава, оборудованные системами противохимической защиты.

Вот как выглядят сегодня бетонные основания, на которых когда-то стояли орудия. В толще бруствера были предусмотрены специальные ниши для хранения снарядов и инвентаря.

А так выглядели сами орудия в период службы батареи.

По обоим торцам бруствера каждого орудийного дворика были устроены окна с лотками — через них из подземных погребов на поверхность подавались снаряды и пороховые заряды.

Когда-то эти окна надёжно закрывались защитными металлическими ставнями.

Вход в каждый подземный блок располагался в промежутке между орудийными двориками.

Каждый вход был дополнительно защищён сквозником — специальной конструкцией, предохранявшей от осколков и ударной волны.

Центральную часть подземного блока занимала котельная, а по обе стороны от неё шли ряды небольших комнат, где размещались расчёты орудий.

Под орудийными двориками, по краям блоков, находились снарядные и зарядные погреба, а также казематы с механизмами подачи боеприпасов наверх.

Вот один из снарядных погребов. По его бокам располагались казематы с лотками для подачи.

А это — зарядный погреб, где хранились пороховые заряды.

Остатки механизма лотка, по которому снаряды поднимались к орудиям.

Именно сюда, к этому лотку, и поступали снаряды из погреба.

Оба блока огневой позиции были построены по абсолютно идентичному проекту.

Командно-наблюдательный пункт и инфраструктура

Позднее, примерно в семидесяти метрах от основных орудийных блоков, был построен заглублённый двухэтажный командно-наблюдательный пункт (КНП), совмещённый с силовой электростанцией.

На верхнем этаже КНП размещались служебные помещения для управления огнём, а на нижнем находился силовой агрегат и щитовая, которые обеспечивали пункт электроэнергией. К сожалению, внутри сейчас сохранилось мало чего интересного.

Позади огневой позиции располагалось отдельное здание основной силовой станции, снабжавшей электроэнергией всю батарею. Внутри, увы, тоже почти ничего не осталось.

Примерно в полукилометре от основной батареи находилась позиция зенитной батареи — с земляными орудийными двориками и погребами для боезапаса.

Когда-то вход в погреб защищала массивная дверь, но её давно срезали сборщики металлолома.

На этом наш рассказ подходит к концу.

Если материал был вам интересен, поставьте, пожалуйста, палец вверх, подпишитесь на наш канал и читайте другие наши публикации.

Спасибо за внимание! До новых встреч в наших исторических путешествиях.