Заброшенные свидетели войны: как мы искали брошенную технику в Абхазии

Абхазия уже много лет залечивает раны, оставленные жестоким вооруженным конфликтом. Постепенно возвращается к жизни старинная архитектура, ремонтируются дороги, преображаются жилые районы. С улиц городов медленно исчезают следы межэтнического противостояния, обострившегося на рубеже 80-х и 90-х годов — грузино-абхазской войны. Этот конфликт был всеобъемлющим и затронул каждый уголок небольшой республики, от тихих окраин до центральных площадей, где шли самые ожесточенные бои.

Сейчас мы на выезде из Гагры. Ровный асфальт тянется мимо частных домовладений. Если свернуть вглубь жилых кварталов, даже сегодня можно обнаружить немые напоминания о тех трагических событиях. Один такой артефакт мы заметили из окна машины, когда покидали город. Водитель остановился, припарковался, и мы ненадолго вышли, чтобы сделать несколько кадров. Стоит отметить, что движение в Абхазии довольно хаотичное. Переходить дорогу здесь — рискованное предприятие, поскольку местные автолюбители редко сбавляют скорость и почти не уступают пешеходам. Нам повезло — удалось быстро перебежать на другую сторону, так как в тот момент машин было немного.

Еще один интересный момент: на постах ДПС обычно дежурят сразу несколько сотрудников. Как пояснили местные, такое количество полицейских необходимо для оперативного разрешения конфликтов с агрессивно настроенными водителями, которые иногда даже пытаются пустить в ход кулаки.

Контрасты частного сектора

Мы углубились в жилой массив. Он представляет собой пеструю картину социального расслоения. Рядом с роскошными особняками ютятся полуразрушенные домишки с выбитыми стеклами, где прямо во дворах пасется скот. Трудно поверить, что в таких условиях до сих пор живут люди. И еще страшнее осознавать, что многие из них просто не знают другой жизни и смирились с этим.

Узкая тропинка привела нас к большому заброшенному зданию. Оно не представляло особого интереса для исследования — внутри всё было полностью разграблено, комнаты пусты и однообразны: голые стены, бетон, кое-где поросший мхом. Снимать там было нечего. Нас гораздо больше привлекло то, что находилось рядом с этим строением.

Неожиданная встреча

Мы осторожно приблизились, и из-за угла на нас внезапно выбежала корова, сорвавшаяся с привязи и убежавшая от пастуха. Её поведение было явно агрессивным — животное направилось прямиком на меня. Чудом мне удалось вскочить на круглую бетонную конструкцию, накрытую железным листом, и избежать встречи с её рогами. Корова пронеслась мимо и умчалась в сторону дороги. За ней, смеясь, бежал пастух, но догнать не успел. Мои спутники тоже проявили бдительность и разбежались в стороны — никому не хотелось так нелепо расставаться с жизнью.

Знакомство с местным жителем

Когда всё утихло, мы наконец подошли к брошенной технике. Начали фотографировать и не заметили, как к нам приблизился мужчина. Он оказался дружелюбным и жил в одном из домов неподалеку. Узнав, что мы туристы из России, он вежливо поинтересовался целью нашего визита. Мы объяснили, что увлекаемся индустриальным туризмом и фотографией, нас интересуют заброшенные объекты любого назначения. Мужчина понял наши намерения, пожелал удачи и отправился обратно к себе.

Мы продолжили осмотр. На переднем плане виден относительно современный автомобиль, разобранный на запчасти. Справа валяется ванна — что она тут забыла?

Советский автобус — жертва войны

Особенно нас заинтересовал старый советский автобус. По его виду было ясно, что он многое пережил и стал жертвой боевых действий.

На этом снимке хорошо видна дверь, превращенная в решето. Версий может быть много. Следы от пуль сосредоточены в одной зоне, что наводит на мысль о целенаправленном обстреле по водителю. Обратите внимание на окрас автобуса — он выполнен под цвет коровы. Идеальная маскировка, не вызывающая подозрений о перевозке вооруженных людей. Конечно, все ценные детали давно сняты: нет двигателя, колес, сидений. Приемщиков черного металла здесь не водится — всё растащено местными жителями для хозяйственных нужд.

Тактические ходы военного времени

Еще одна интересная деталь: на крыше сохранилась откидная сетка. Вероятно, на случай, если автобус перевернется или попадет под обстрел, люди могли быстро его покинуть. Кроме того, за время пребывания в Абхазии мы встречали в лесах множество автомобилей без передних и задних дверей, все в ужасном состоянии. Было очевидно, что двери сняли еще во время войны — такой прием позволял быстро выпрыгивать из машины и вступать в бой. А вместо боковых стекол в таких автомобилях часто крепили свисающие бронежилеты, чтобы хоть как-то защитить экипаж от пуль.

Мы завершаем эту короткую, но запоминающуюся вылазку и возвращаемся к нашему транспорту. Впереди нас ждет еще много интересного, о чем мы обязательно расскажем в следующих репортажах.

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями. Дальше будет еще интереснее. Для нас важна каждая подписка — это мотивирует нас на поиск и подготовку новых реальных историй. А тем, кто уже с нами, — огромное спасибо за ваше внимание и интерес к нашим публикациям.

Спасибо, что были с нами!