Меня пригласили в пресс-тур на тренировочную базу команды «Камаз-мастер» в Набережных Челнах — уникальный шанс увидеть всё изнутри.
Я всегда восхищался этими мощными спортивными грузовиками. Полный привод, тысяча лошадиных сил и десять тонн веса — такие характеристики не могут не впечатлять любого, кто интересуется техникой.
Неожиданное предложение
И вот невероятная возможность:
— Евгений, полетай со мной?
— Конечно, да!
— Отлично, только постарайся не есть и поменьше пить перед выездом. Ладно, подумал я, наверное, просто слегка преувеличивают.
Первое испытание — посадка
Сложности начались сразу, как только я попытался забраться в кабину. Никаких удобных подножек или дополнительных ручек — всё ради экономии веса. Пришлось карабкаться по колесу в шлеме, а потом хвататься за элементы силового каркаса.
Втиснуться внутрь оказалось непросто. Садиться в кресло нужно особым образом — так, чтобы спина полностью прижалась к задней стенке.
Если объяснять проще — ты буквально сползаешь в сиденье снизу вверх, и только потом пристёгиваешься ремнями. Фиксация настолько плотная, что даже дышать становится тяжело.
Внутри гоночного грузовика
В кабине три спортивных кресла-ковша: для пилота, штурмана и механика. Каждое индивидуально подгоняется под члена экипажа во время тренировок.
Органы управления отдалённо напоминают обычные, но руль — как у болида «Формулы-1». Множество кнопок и переключателей: одни отвечают за отключение стабилизаторов, другие — за блокировки дифференциалов.
Вместо привычных приборов — многофункциональный компьютер. На экран выводится информация с датчиков, которыми буквально усеян автомобиль: температура тормозов, двигателя, масла и ещё десятки параметров.
Штурманское место (посередине) подготовлено для маршрутного компьютера и вспомогательных приборов. Место механика (справа) тоже оснащено множеством устройств для контроля состояния этого гоночного гиганта.
Старт и адреналин
Первые ощущения были странными. Сидишь очень высоко. В шлеме виден только узкий обзор через лобовое стекло и ручки-держатели перед штурманом. Из звуков — лишь щелчки рации в наушниках.
Запуск двигателя… и поехали! Тебя вдавливает в кресло, а боковым зрением мелькает смазанная зелено-коричневая полоса леса.
На разгоне машина идёт плавно, а потом начинается настоящий ад — бешеная скорость, прыжки, тряска и полное непонимание происходящего.
Десятитонная махина с удивительной лёгкостью несётся по лесу, подпрыгивая и отрывая все колёса на трамплинах. Если вы думаете, что внутри мягко и комфортно, то глубоко заблуждаетесь. Продольная раскачка ещё терпима, а вот поперечная — невероятно жёсткая.
Меня так мотало в кресле, что на мгновение я потерял ориентацию в пространстве. Такая тряска связана с тем, что ты сидишь практически прямо над колесом. В обычном «капотном» грузовике всё иначе — кабина смещена вперёд.
Шея будто отваливается, мозг равномерно перемешивается в черепной коробке, организм не понимает, за что с ним так обращаются. Ощущаешь каждый грамм жира на животе — из-за инерции тело просто не успевает реагировать на резкие изменения.
Только что тебя бросало влево, а через долю секунды — уже вправо. ЭТО УЖАС! Настоящий ужас!
И это при том, что наш пилот Антон Шибалов ехал, как он сам сказал, в «прогулочном режиме»!
Но несмотря на всю эту тряску, автомобиль управляется удивительно легко и предсказуемо. После трамплинов — лёгкая коррекция траектории, газ в пол — и всё повторяется снова!
Кульминация — полёт
Финальный трамплин.
— Готов? — слышу в наушниках голос Антона.
— Готов! — отвечаю.
Грузовик ощутимо разгоняется, и ты словно в замедленной съёмке оказываешься в воздухе! Как муха в янтаре!
Впереди лес, дорога, а ты паришь над всем этим на десятитонном автомобиле! Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни.
Приземление оказалось мягким, конечно, тряхнуло, но не так сильно. «Камаз» плавно сел на землю, слегка подпрыгнул и понёсся дальше.
АААА! Это невероятно круто! Круто, но невероятно тяжело.
Послевкусие и уважение
Если бы мне предложили проехать ещё круг, я бы отказался. Болело всё тело, особенно шея.
Теперь я отлично понимаю, какой ценой даются победы на «Дакаре» нашим пилотам. И это на автомобиле с современной подвеской! Страшно представить, что чувствовал Владимир Чагин в далёком 2000 году, когда выиграл свой первый «Дакар».
В общем, «гвозди бы делать из этих людей»…
P.S. Мы прекрасно и, главное, очень интересно провели время.
Продолжение: Попасть в святая святых легендарной гоночной команды оказалось непросто, но у нас получилось. Конечно, это не военное производство, но секреты тут хранить умеют. Они гоняют за Родину ☝️☝️?
