Много лет в Москве, на Химкинском водохранилище неподалёку от Северного речного вокзала, уныло ржавел на вечном приколе сторожевой корабль. В 2003 году судно выкупили у военно-морского флота частные лица — формально как металлолом. После этого корабль официально исключили из состава флота и даже разработали проект переоборудования, чтобы превратить его в плавучий музей.
Несбывшиеся планы
Однако этим амбициозным замыслам так и не суждено было сбыться. Позже новые владельцы задумали устроить на борту ночной клуб и ресторан, но и эти идеи остались лишь на уровне разговоров, не получив никакого развития.
Осенью того же 2003 года провели сложнейшую операцию: корабль провели через шлюзы и речные пути прямо в Москву, где он встал у причала Химкинского хладокомбината. Тринадцать лет его безуспешно пытались перепродать, и за это время заброшенный объект стал магнитом для городских исследователей и вандалов. Охрана хладокомбината сидела на КПП далеко от судна, так что проникнуть на борт не составляло никакого труда.
Узнав, что корабль скоро отправят «под нож» и распилят, мы с товарищем направились в сторону Северного речного порта, чтобы застать его последние дни.
Попасть на корабль оказалось просто: толстый лёд вокруг, никакой охраны рядом. Мы без проблем поднялись на палубу. Под плотным слоем снега перед нами предстала четырёхтрубная пусковая установка противолодочного ракетного комплекса РПК-3 «Метель».
Рядом виднелись остатки антенных постов системы «Муссон», которые управляли этим комплексом.
Внутри корабля
Капитанский мостик сохранился почти идеально: большинство приборов оставались на своих местах, рычаги и штурвалы управления тоже.
Правда, часть приборов уже успели испортить вандалы, а хромированные ручки со штурвалов давно срезали и унесли.
В остальном мостик казался целым и даже по-своему уютным — если, конечно, можно так сказать о заброшенном военном судне.
Если кто-то из читателей узнаёт этот прибор — напишите в комментариях, нам очень интересно. Мы сделали ещё несколько кадров для истории и покинули борт.
Конец истории
Как выяснилось позже, незадолго до «смерти» корабля снова возникла идея открыть на нём казино, но и она провалилась. Землю у причала, где все эти годы стояло судно, передали под застройку, и ему потребовалось новое место. Корабль снова выставили на продажу, но покупателей не нашлось. В итоге владельцы приняли горькое решение: пустить его на металлолом. Ниже я приложу объявление о продаже 2015 года.
Частично судно распилили ещё в начале 2016 года прямо у причала Химкинского хладокомбината. В апреле буксиры увели остатки корпуса из Москвы в последний путь. Окончательно утилизировали корабль уже на Волге, в Тверской области… На этом его история завершилась.
Благодарим Александра Сашенкова за предоставленные фотографии специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми историями.
