Хочу поделиться историей нашего путешествия к одному из самых засекреченных в прошлом объектов. В советскую эпоху с этой территории велось управление спутниковой группировкой и координировались действия подводного флота СССР в акваториях Тихого и Атлантического океанов.
Мысль отправиться на место, где когда-то базировалась часть системы МКРЦ «Легенда», возникла спонтанно. От знакомых мы получили информацию, что там сейчас идёт масштабная реконструкция: часть сооружений уже снесена, другую разобрали на стройматериалы, но кое-что интересное ещё осталось.
Рано утром мы отправились к намеченной точке.
Пришлось лавировать между деревьями на Mitsubishi Pajero Sport, чтобы добраться до места. Эта модель достаточно узкая, что позволило нам проехать там, где более широкие внедорожники просто застряли бы.
Что такое система «Легенда»?
МКРЦ «Легенда» — это советская глобальная система морской космической разведки и целеуказания для Военно-морского флота. Масштаб проекта поражает воображение даже сегодня.
«Легенда» позволяла в режиме реального времени наблюдать за обстановкой в Мировом океане, отслеживать перемещения кораблей и подводных лодок, прогнозировать их действия и передавать эти данные непосредственно на боевые единицы флота.
Для работы системы в СССР было запущено около 30 специализированных спутников-разведчиков, некоторые из которых использовали ядерные энергоустановки.
Взгляните на сохранившийся информационный плакат — он многое рассказывает о духе того времени.
Грандиозность замысла очевидна. Даже современное строительство Крымского моста, на мой взгляд, не идёт ни в какое сравнение с размахом этого космического проекта.
Устройство объекта
Система состояла из нескольких ключевых компонентов. Одним из них были наземные радиолокационные станции — приёмные и передающие.
В основном здании РЛС размещался мощный вычислительный комплекс, а на крыше, под защитным белым радиопрозрачным куполом, находилась антенна радара. Дежурство здесь велось круглосуточно, а весь объект охранялся с особой тщательностью.
С развитием технологий и модернизацией российской армии необходимость в таких громоздких системах отпала. Это похоже на эволюцию компьютеров: раньше они занимали целые залы, а сегодня сопоставимая мощность умещается в кармане.
Припарковав машину, мы отправились осматривать здание, на котором когда-то стоял радар.
Внутри радиолокационной станции
Повсюду видны следы подготовки к демонтажу. Мародёры сюда, к счастью, не добрались, поэтому сохранилось много силовых кабелей, а также разбросаны старые печатные платы и радиодетали.
Здание имеет пять этажей: два подземных и три надземных. Мы решили не спускаться в подвал. На первом этаже располагался огромный зал с вычислительным комплексом.
Полы усыпаны деталями, назначение которых сейчас уже не всегда понятно.
Длинные тёмные коридоры с остатками мебели создают ощущение, что люди покидали это место в спешке.
По ходу движения справа виднелись подсобные помещения. В них остались следы деятельности военной части: журналы, книги, различные записи.
На чудом уцелевших столах лежат фрагменты старых ламповых приборов, чьё точное назначение теперь уже загадка.
Рядом валяются большие серые ящики с ячейками для ламп, внутри обитые войлоком для защиты от вибраций.
Такого количества хорошо сохранившихся «артефактов» той эпохи я не встречал давно.
Самая интересная находка
Но самое удивительное ждало нас в соседнем помещении.
Там мы обнаружили целые залежи старой фотобумаги и стопки коробок с киноплёнкой.
Позже я пообщался со специалистами, чтобы понять, зачем на радиолокационной станции было столько фотоматериалов.
Оказалось, что в те годы даже военные не имели возможности хранить огромные массивы данных на магнитных носителях. А информация, поступающая со спутников, была колоссального объёма.
Фотобумагу и киноплёнку адаптировали для хранения этих данных. Вот такая неожиданная технология. Если вам известны более подробные детали — обязательно пишите в комментариях.
Это только первая часть нашего исследования территории легендарной системы МКРЦ «Легенда»!
Вторая часть обязательно будет. Не забывайте подписываться на канал «Промышленного туриста» — мы занимаемся серьёзными исследованиями!
